За стеной: 12 историй о фильме «Pink Floyd. The Wall»

15
Опубликовано 16 июля 2012 г.
Автор: Сергей Кейн

30 лет назад, в июле 1982, в Великобритании вышел одиозный кинопроект Pink Floyd, экранизация эпохального концепт-альбома «The Wall». Фантасмагория соблазнов, диктатуры, борьбы, отчуждения, сумасшествия.

Амбиции, ненависть, примирение, целеустремленность, любовь в осколках, настоящие скинхеды, авиакатастрофы, дрожащие Канны, бритье бровей и другие увлекательные истории со съемочной площадки «Pink Floyd. The Wall» — на Open.ua.


Все началось с того, что Роджер Уотерс плюнул в фаната

Тур в поддержку альбома «Animals» 1977 года очень вымотал Pink Floyd, им как никогда хотелось отдохнуть.

Как-то раз на стадионе в Монреале фанаты в первых рядах были перевозбуждены от музыки и кислоты, и криком требовали конкретные песни — это держало музыкантов в напряжении. Когда один подросток завопил «Сыграй “Careful With That Axe”, Роджер!», басист и главный сонграйтер группы Роджер Уотерс не выдержал и плюнул выскочке в глаз.

Тогда в голове у Уотерса зародился план, главная цель которого — максимальное отстранение от публики во время выступлений. Так появилась концепция «The Wall»: антитоталитарный альбом, концертное шоу, во время которого между зрителями и группой строилась огромная стена, и, в довершение всего, одноименный фильм.

Амбиции создателей едва не погубили фильм

Роджер Уотерс написал сценарий будущей киноленты, но снять все сам не смог бы, поэтому позвал профессионалов: за дело взялись продюсер Алан Маршалл, режиссер Алан Паркер (оба ранее создали «Полуночный экспресс») и художник-аниматор Джеральд Скарф, до этого промышлявший политическими карикатурами.

Но, как это часто бывает, у каждого из соавторов оказалось свое видение фильма. Защищая Уотерса, к нему присоединился менеджер Pink Floyd Стив О'Рурк, но Маршалл и Паркер пытались перетянуть одеяло на себя. Скарф наблюдал со стороны и чувствовал себя лишним.

Из-за внутренних склок проект могли и вовсе заморозить, но, как пишет в мемуарах барабанщик Pink Floyd Ник Мэйсон, «несмотря на явный рецепт катастрофы, результаты показали победу таланта над организацией».

По словам Боба Гелдофа (о нем — позже), Алан Паркер привык работать по принципу «Демократия на сцене — это когда сто человек делают то, что я им скажу». Сотрудничая с еще более сильным эго Роджера Уотерса, режиссер часто чувствовал себя несчастным. В те годы табличка на двери личного офиса Паркера гласила: «Всего лишь еще один кирпич в Стене…»

Финансы на производство фильма достались Pink Floyd почти даром

Все люди, вовлеченные в съемки, понимали, что проект требует огромного бюджета. Доходы от продажи альбома «The Wall» составили два миллиона долларов, но это была едва ли не капля в море.

В итоге компания MGM гарантировала Уотерсу десять миллионов долларов, «Ной Константин» накинули еще два миллиона сверху, а фирма «Голдкрест» взялась финансировать реальное производство.

По стечению обстоятельств, фирма «Голдкрест» была ликвидирована как раз тогда, когда создатели фильма собирались выплатить ей соответствующую часть прибыли. Зато когда в 1994 году экс-президент «Голдкреста» захотел сходить на концерт Pink Floyd в Канаде и позвонил группе, то получил два билета в подарок.

Аннотация фильма, написанная режиссером Аланом Паркером

«История “The Wall” рассказана всего лишь при помощи музыки Pink Floyd, картинок и сепцэффектов. В фильме нет никаких диалогов, поясняющих сюжет.

Наша история  о Пинке, звезде Рок-н-Ролла, который сидит запертый в гостиничном номере где-то в Лос Анджелесе. Слишком много шоу, слишком много наркотиков, слишком много аплодисментов — он просто сгорел.

Слишком знакомые вспышки из фильма о войне по телевизору. Мы смешали время и пространство, реальность и кошмар, рискнув заглянуть в болезненные воспоминания Пинка, каждое из которых — еще один кирпич в стене, которую он строит вокруг своих чувств...»

До съемок исполнитель главной роли Боб Гелдоф ненавидел Pink Floyd

Когда Алан Паркер снимал «Полуночный экспресс», на кастинг пришел молодой рокер Боб Гелдоф, фронтмен инди-группы The Boomtown Rats. Роль Гелдофу так и не досталась, но когда Паркер начал работу над «Pink Floyd — The Wall», то сразу сказал Уотерсу: «У нас есть парень на роль Пинка».

Через пару дней Гелдоф и его менеджер ехали в такси, и в ходе поездки менеджер предложил ему большой скачок в карьере. «Насрать, я ненавижу этих хреновых Pink Floyd», — отрезал Боб. Споры длились всю дорогу. Когда таксист высадил клиентов в аэропорту, то тут же позвонил своему брату Роджеру Уотерсу: «Ты не поверишь, кого я только что вез…»

Уговоры менеджера и надбавка к гонорару сделали свое дело: Гелдоф согласился. Тогда он еще не знал, что в фильме у него почти нет реплик, а на съемках предстоит издеваться над своей внешностью и преодолевать давние страхи.

Пинк — это гибрид Сида Барретта, Роджера Уотерса и Кита Муна

Как уже было сказано, концепция альбома и фильма была вдохновлена личными чувствами отчуждения Роджера Уотерса. «Стена» подразумевает все стены, которые люди выстраивают, отделяя себя от общества, будь то личные барьеры или общегосударственный «железный занавес».

Моделируя образ Пинка, Уотерс вспоминал Сида Барретта, одного из основателей Pink Floyd. Судьба Барретта во многом похожа: он пресытился рок-н-роллом, обезумел, закрылся и был изгнан в собственный мир, наглухо забаррикадированный.

С другой стороны, детство Пинка — это детство самого Уотерса. Они оба потеряли отца во Второй мировой войне, оба учились в школе-интернате.

Кроме того, сам басист Pink Floyd отмечает, что сцена, в которой Пинк крушит мебель в отельном номере под песню «One of My Turns», вдохновлена дебошами Кита Муна, разгульного барабанщика The Who, умершего в 78-ом году, смешав алкоголь со смертельной дозой таблеток от алкозависимости.

Боб Гелдоф сбрил брови и порезал руку по-настоящему

Главный актер подошел к съемкам самоотверженно. Когда по сюжету Бобу понадобилось сбрить брови, он согласился без лишних вопросов. А ведь при желании можно было обойтись гримом.

Для съемок сцены утопления в бассейне на крыше Боб с готовностью забрался в воду, хотя совершенно не умел плавать. Так что не зря кадры с барахтающимся Пинком получились такими подлинными.

На съемках сцены крушения мебели в отельном номере герой-страдалец по-настоящему порезал руку осколком стекла, торчащим из оконной рамы.

Гелдоф пожаловался только один раз, когда глубокой холодной ночью на старой кондитерской фабрике снимали сцену метаморфозы, превращения в фашиста. Актер, раздетый и обмазанный розовой слизью, просто не выдержал нагрузок.

Самолеты в батальных сценах — вдвое меньше реальных прототипов

Поле боя снималось на пляже Саунтон-Сэндс в графстве Девон. В этой же местности сфотографировали лежанки для обложки альбома Pink Floyd «А Momentary Lapse Of Reason» шесть лет спустя.

Использовать реальные самолеты было бы слишком накладно, поэтому соорудили муляжи немецких пикирующих бомбардировщиков, в два раза меньше настоящих габаритов, но с живыми опытными пилотами на борту. Один из этих самолетов потерпел крушение и угодил в море — пилот, к счастью, остался жив.

Секретами изнурительных съемок батальных сцен делится барабанщик Ник Мэйсон: «Припоминаю одно раннее утро в песках, когда сквозь дым и туман сражения нас восхитил вид сервировочного столика на колесиках, которым мужественно маневрировал по дюнам один из поставщиков провизии, чтобы мы безопасно подкрепились чаем и бутербродами с беконом».

Массовка в сцене фашистского собрания — подлинные скинхеды

Экспрессивную проповедь Пинка в образе фашистского лидера снимали в Королевском садоводческом зале в Лондоне. Для изображения толпы верных последователей наняли две тысячи скинхедов.

Бравые бритые парни пропили свои гонорары еще до начала съемок, поэтому атмосфера на площадке была враждебная. Хореограф Джиллиан Грегори должна была обучить скинхедов простейшим танцевальным па, но после двух часов усиленной тренировки сдалась.

Паркер и Грегори хотели достичь отточенной армейской слаженности в движениях толпы, вместо этого в «Pink Floyd — The Wall» запечатлены оголтелые дикари.

Во время работы над фильмом менеджер Pink Floyd встретил свою любовь

Этот случай произошел уже на стадии пост-продакшна «Pink Floyd — The Wall». Стив О'Рурк, менеджер группы с 68-го года, сидел в офисе Алана Паркера. Зазвонил телефон — Роджер Уотерс просил О'Рурка срочно встретиться.

Верный менеджер устремился к выходу, но из-за слабого зрения не заметил стеклянные двери — врезался, разбил их вдребезги, потерял сознание и свалился на пол. Очнувшись, он увидел Энджи, секретаршу Паркера. Симпатичная девушка нежно вынимала из его лица осколки стекла. Стив О'Рурк полюбил ее и впоследствии женился.

Дрожащие стены и непонимающий Спилберг на премьере в Каннах

Поздняя вечерняя премьера «Pink Floyd — The Wall» на Каннском кинофестивале (вне конкурса) была громкой, в буквальном смысле. Показ проходил в старом фестивальном кинотеатре, который вот-вот планировали отдать под снос. Вместо стандартной звуковой системы, Pink Floyd подключили концертные колонки с собственных складов — оборудование доставили на двух грузовиках.

Когда на первых минутах фильма зазвучала композиция «In The Flesh?», кресла задрожали, с потолка посыпалась штукатурка, а со стен стала отслаиваться краска. Каким-то чудом зал не рухнул.

Вспоминает Алан Паркер: «Помню, видел [на каннской премьере] Терри Сэмьюела, тогдашнего главу Warner Brothers, а рядом с ним сидел Стивен Спилберг. Они были всего в пяти рядах от меня, и когда в конце включили свет, я уверен, что видел, как Спилберг сказал Сэмьюелу: “What the fuck was that?” А Сэмьюел повернулся ко мне и почтенно откланялся. Действительно, что это нахрен было? Это было что-то, что никто никогда раньше не видел: странное слияние лайв-экшна, повествования и сюрреализма».

Были и другие премьеры. На одной из американских пресс-конференций продюсер фильма Алан Маршалл, отвечая на вопрос о смысле фильма, уместил всю суть в одну фразу: «В общем, он про какого-то психованного ублюдка и, типа, про эту самую стену…»

Знакомство Боба Гелдофа с Pink Floyd изменило историю музыки 20 лет спустя

После тура «The Wall» золотой состав Pink Floyd начал распадаться на глазах: из-за неразрешенных амбиций группу покинул клавишник Рик Райт, позже ушел Роджер Уотерс, затем Рик Райт вернулся, однако без Уотерса, при всей гениальности гитариста Дэвида Гилмора, дни группы были сочтены. В 96-ом году Pink Floyd прекратили свое существование.

В 85-ом году Боб Гелдоф организовал музыкальный фестиваль «Live Aid», грандиозную международную акцию, чтобы собрать деньги пострадавшим от голода в Эфиопии. В 2005 году Гелдоф затеял еще более помпезный проект «Live 8» — концерт, проходящий одновременно во всех странах большой восмерки и ЮАР, при участии едва ли не всех главных музыкантов планеты, с новым призывом помочь Африке.

Меньше чем за месяц до «Live 8», Боб Гелдоф сделал несколько телефонных звонков и осуществил невозможное — помирил всех участников Pink Floyd и вернул группу на сцену для исполнения четырех песен. Уотерс, Гилмор, Мэйсон и Райт выступили вместе впервые за 23 года. Это же выступление стало последним в золотом составе. Благодаря этому чуду, Гелдоф стал всемирным героем.

Pink Floyd Bob Geldof

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 15 комментариев
  • Анонимный пользователь 26 июля 2012 г. 15:33
    Проще было кинуть ссылку на книгу Мэйсона. Как и на сам фильм. Ничего нового не прочитал. За что ты деньги получаешь?
  • Анонимный пользователь 17 июля 2012 г. 11:35
    кто слушает это старье?
  • Анонимный пользователь 17 июля 2012 г. 22:08
    ты походу сайт перепутал
  • Анонимный пользователь 17 июля 2012 г. 12:54
    +1 группа говно как и Цой
  • Анонимный пользователь 17 июля 2012 г. 13:58
    2 фаната гуфа и скриллекса детектед.
  • Анонимный пользователь 17 июля 2012 г. 14:13
    иди слушай своего Цоя дерьмоового,эта группа прошлое это старье слушает еденици
  • Анонимный пользователь 17 июля 2012 г. 14:49
    не сиди на каникулах столько перед компьютером. иди лучше с ребятами в песочнице поиграй.
  • Анонимный пользователь 17 июля 2012 г. 14:59
    о сразу переходим на личности?-это удел ёбаных тупарей..а вот то что группу слушають еденици я прав..П
  • Анонимный пользователь 17 июля 2012 г. 15:17
    совсем плохой тролль из тебя.
  • Анонимный пользователь 17 июля 2012 г. 16:13
    так ты ж тупой
  • Анонимный пользователь 16 июля 2012 г. 20:12
    Спасибо за информативную статью. Другими глазами снова пересмотрела фильм. Гениально!!!
  • Анонимный пользователь 16 июля 2012 г. 20:06
    Огромное спасибо! Феноменальная статья! Живу с их музыкой всю жизнь.
  • Анонимный пользователь 16 июля 2012 г. 19:15
    Я виріс на цій геніальній музиці.
  • Oles Danylovych   17 июля 2012 г. 9:06
    А я тільки недавно почав слухати і шкодую що без неї виріс(
  • Анонимный пользователь 16 июля 2012 г. 12:55
    Сергей, материал - просто бомба. Хорошо потрудились, браво!

Лучшие комментарии
26.07.12 15:33
5
Анонимный пользователь
Проще было кинуть ссылку на книгу Мэйсона. Как и на сам фильм. Ничего нового не прочитал. За что ты деньги получаешь?
16.07.12 12:55
3
Анонимный пользователь
Сергей, материал - просто бомба. Хорошо потрудились, браво!
16.07.12 19:15
2
Анонимный пользователь
Я виріс на цій геніальній музиці.
16.07.12 20:06
2
Анонимный пользователь
Огромное спасибо! Феноменальная статья! Живу с их музыкой всю жизнь.
16.07.12 20:12
2
Анонимный пользователь
Спасибо за информативную статью. Другими глазами снова пересмотрела фильм. Гениально!!!