Несгибаемая, рыжеволосая дива. Любительница мистики и концептуальности. Исполнительница чувственных каверов. Несмотря на множество личных трагедий, сохранила стойкость духа и стала успешной исполнительницей, счастливой матерью и женой.
Голосу всех обездоленных женщин мира исполняется 50 лет. Взгляды на жизнь, избранные факты, лучшие песни и каверы — в нашем трибьюте.
Корни Тори, пение в гей-барах, мюзикл и говорящее дерево
Настоящее имя — Майра Эллен Эймос. Тори — прозвище, полученное в школе. Один из ее одноклассников сказал, что имя Майра ей не подходит. Уж больше ей идет Тори. Что ж, он был прав.
В ее жилах — кровь индейцев чероки. Такое «наследство» ей досталось от матери, а от отца у нее корни французов и шотландцев.
Выгнали из школы консерватории Пибоди в 11 лет за нелюбовь к нотному чтению. Именно поэтому в названии ее первой группы Y Kant Tori Read зашифрован вопрос «Почему Тори не умеет читать?».
Начала выступать в 13 лет в гей-барах под присмотром отца. После исключения из Пибоди, отец не находил себе места, однако решил поддерживать Тори и дальше, разрешив ей выступать в местных гей и пиано-барах. Естественно, под суровым присмотром.
В 1985 году проходила пробы на главную роль в фильме «Говард-утка», но продюсеры выбрали Лиу Томпсон (Лоррейн Бейнс в кинотрилогии «Назад в будущее»).
Глава RAINN — благотворительной организации для жертв сексуального насилия. Тори основала ее в 1994 году, после того как сама пережила изнасилование. Песня «Me and a Gun», с откровенным и прямолинейным текстом, посвящена тому неприятному событию.
Песня «The Waitress» написана после ссоры с официанткой. Для финальной версии альбома «Under The Pink» не хватало одной песни, но тема нашлась сама. В кафе Тори поссорилась с официанткой, которая «была самой настоящей стервой, олицетворявшей всех женщин, с которыми я не ладила».
В комиксе «Sandman» Нил Гейман изобразил ее говорящим деревом. Известный писатель-фантаст познакомился с Тори на одном из ее концертов. Общий интерес ко всему мистическому (да и не только к этому) сделал их друзьями. Кстати, Тори является «крестной феей» дочери Нила.
Написала мюзикл по мотивам сказки «Невесомая принцесса» Джорджа МакДональда. Сказка, вышедшая в далеком 1864 году, рассказывает о девушке, которая из-за проклятия стала настолько легкой, что ее мог унести даже порыв ветра. Премьера мюзикла намечена на октябрь этого года.
Тори о страхах, творчестве, мужчинах и радостях жизни
О первых шагах в музыке с группой Y Kant Tori Read, чей единственный альбом разошелся тиражом всего семь тысяч экземпляров: «В то время я стремилась к признанию, вместо того, чтобы создавать музыку, в которую я верила. Только когда мы провалились, я поняла, что вся эта затея была построена на песке, отнюдь не на камне. Если стремиться только к славе, можно потерять чутье, потерять причину, по которой ты создаешь музыку. Слава должна сопутствовать творчеству, а не быть ее стержнем».
Тори было трудно с мужчинами: «В моих отношениях с мужчинами я всегда получала музыкальное наслаждение, но отнюдь не женское. Я всегда встречала мужчин именно как музыкантов в своей жизни, но не было той магии страсти. И чаще это все прекращалось, стиралось в небытие. Ведь все мы хотим быть обожаемыми, даже на пять минут в день, но, к сожалению, мужчины не давали мне этого наслаждения».
О своем творчестве в целом: «Образ, который сложился у людей о женщине с фортепиано, абсолютно не соответствовал тому, что я хотела делать».
О том, чего люди боятся: «Некоторые люди боятся того, что они могут найти, если попробуют глубже проанализировать самих себя. Необходимо залезть в свои раны, чтобы понять, где находятся страхи. Как только начинается кровотечение — сразу начнется чистка».
О контакте с аудиторией: «Когда тебе в глаза светят софиты, ты можешь видеть только первые два ряда. Кроме того, из-за освещения появляется много теней и четкость пропадает. Но ты чувствуешь энергию. И ты ее слышишь. Ты слышишь ответные выкрики. С годами ты понимаешь, что не так важно видеть. Ты узнаешь обо всем другими способами. Ты чувствуешь, понимает ли тебя аудитория или нет».
Об учебе в подготовительной школе консерватории Пибоди: «Тогда я впервые сообщила окружающим, что люблю другой вид музыки. Думаю, мне было десять, когда сказала одному из учителей: “А что насчет Джона Леннона? Леннон и Маккартни — современные Моцарты”. Это было просто богохульно. Идее быть современным композитором, работающим в поп-музыке, — нет места».
И о мелких радостях жизни: «Мне 48, и мой мужчина (Марк Хоули, звукорежиссер) все еще хочет меня каждый день. Прелесть, правда?».
И немного из других уст
Джон Чайлз (журналист Melody Maker) об альбоме «Little Earthquakes»: «Кажется, что Тори не может предложить ничего, кроме своей потрясающей гениальности!».
Йен Троуп (человек, который стоял за микшером на концертах Тори): «Я работал с Тори и не мог поверить в то, насколько весело находиться с ней в туре. Каждый любит ее. Это, наверное, связано с тем, что все замечают, как сильно она любит то, что делает».
Нил Гейман (писатель-фантаст): «Тори напомнила мне фею. Рыжий маленький чертенок, который похож на Делириум, персонажа из моих комиксов. Делириум всегда говорит именно то, что у нее в голове, по делу или нет. Но, несомненно, говорит важные вещи».
Андрей Зимоглядов (Open.ua) в рецензии на «Abnormal Attracted To Sin» писал: «Большинство Ториных умений все еще при ней. Она по-прежнему играет как ангел (не спорьте, знатоки джаза — нет, и не будет в истории музыки другого пианиста со столь же яркой и узнаваемой манерой). Она по-прежнему поет так, что демонам становится тесно в аду (пение Тори — это, порой, что-то вроде вокального экзорцизма)».
Тори — приверженец концептуальных альбомов
Если первые пластинки «Little Earthquakes» и «Under The Pink» не могли этим похвастаться, то начиная с «Boys Of Pele» все изменилось.
«Boys For Pele» (1996)
После разрыва с Эриком Россе, Тори поехала на Гавайи зализывать душевные раны, где побывала на вулканах Богини Пеле и придумала концептуальный альбом о поиске огня женщиной. Диск состоит из 14 треков и 4 перебивок. Первые 14 песен символизируют части бога Осириса, которые его жена Исида должна собрать для захоронения. Это первый альбом, который Тори спродюсировала сама.
«From the Choirgirl Hotel» (1998)
Название альбома символизирует некое место, где треки живут сами по себе и никто над ними не властен. Вот такой вот концепт. Для записи этой пластинки Тори привлекла целую рок-группу, но и не забыла о своих клавишах. Обложка (вероятно, одна из лучших на релизах Тори) была создана британским фотографом Кэтрин Джебб. На ней Эймос просканирована с помощью копировального аппарата размером с человеческий рост.
«Strange Little Girls» (2001)
Пластинка состоит из 12 кавер-версий мужских песен с точки зрения женщины. Для каждой из песен сделали отдельную обложку, которая олицетворяла сущность кавера. «Strange Little Girls» критики восприняли неоднозначно и говорили, что он рассчитан исключительно на фан-базу. Однако, этот диск можно назвать одним из самых любопытных в дискографии Эймос.
«Scarlet’s Walk» (2002)
По словам Нила Геймана, альбом рассказывает о девушке Скарлетт, которая «уставшая, грустная, надломленная, со стертыми в кровь ногами, скитается и странствует». Сама Скарлетт является своеобразным прототипом Тори.
«The Beekeeper» (2005)
В этой пластинке Тори касается проблем смерти, измены и отношений. Также сделан упор на гностицизм. Это пятый альбом Тори, который попал в Billboard Top-10.
«American Doll Posse» (2007)
На этой пластинке Тори появляется в пяти разных ипостасях: Изабель (HisTORIcal), Пип (EpiraTORIal), Санта (SanaTORIum), Клайд (или CliTORIdes) и, собственно, Тори (TerraTORIes). Каждая из дам исполняет по 4-5 песен. Эти вымышленные образы тесно переплетаются с образами древнегреческих богинь: Артемиды, Афины, Афродиты, Парсефоны и Деметры.
«Night Of Hunters» (2011)
Следующего концепта пришлось ждать 4 года. Между ними были личный «Abnormal Attracted To Sin» и рождественский «Midwinter Graces». «Night Of Hunters» вышел на немецком лейбле классической музыки Deutsche Grammophon и представляет переработку произведений Шопена, Баха, Шуберта и других классиков. «Это песни 21 века, вдохновленные 400-летней историей музыки», — объяснила певица.
Кавер-версии и хиты
В 1995 году исполнилась мечта Тори — она спела дуэтом со своим кумиром Робертом Плантом. На трибьют-альбом «Encomium» вошел трек «Down By The Seaside». В 1998 году Тори назвала немецкому журналу Musicexpress Топ-10 любимых альбомов. На первом месте, как ни странно, оказался бокс-сет Led Zeppelin.
В 1992 году в EP «Crucify» попал кавер на Led Zeppelin «Thank You».
Случаются еще достаточно неожиданные перепевки. Что ж, это ее конек.
И, конечно же, избранные хиты.
Это как?
Что у них там в США творится?
В Україні, складається враження, ніби більшість так званих "артистів" геть забула про те для чого вони, і що таке справжнє Мистецтво та Музика! Так от - вчіться та беріть приклад з Великих майстрів своєї справи, як Торі Еймос! Своєю музикою, вона може занурити в такі глибини Вашого внутрішнього світу, про які Ви й гадки не мали. Правда.
Свого часу, в приватній розмові з самою Торі (це було перед концертом у Варшаві), я запросила її до Києва. Тож, сподіваюсь, наступного року неповторна пані Еймос таки завітає до нас із концертом :)
Автору спасибо за статью, ну а Тори - наилучшие пожелания и приглашение в Украину с концертами )
...з "петровки" мп3-й диск ще й досі зберігаю,а нові альбоми качаю і слухаю,хоч вже й не з таким ажіотажем як раніше
а стрейндж літл гьол рінгтоном на племінниці вже четвертий телефон висить
сенкс,стаття пішла!