Роджер Уотерс. Пробивая стены

4
Опубликовано 6 сентября 2013 г.
Автор: Алекс Птица

Роджеру Уотерсу — 70. События, повлиявшие на Уотерса, различные ипостаси «Стены», визит в Киев, взгляды на жизнь, избранные факты и песни — в нашем трибьюте. Трибьюте человеку, который всю жизнь старается пробивать стены музыкой, текстами и образами.


Hello! Is there anybody in there? Just nod if you can hear me. Is there anyone home? 

Привет! Здесь кто-то есть? Кивни, если ты меня слышишь. Есть кто-то дома?

Этими строчками мы хотим начать рассказ о человеке, который всю жизнь старается пробивать стены музыкой, текстами и образами и добираться до самого сокровенного, сокрытого в душах тех, кто пребывает в «комфортабельном оцепенении». Но вместе с тем своей жесткостью, резкостью и непримиримостью он выстраивает те же самые стены между собой и окружающим миром. Но это не мешает ему купаться в любви поклонников, одновременно выслушивая злобное брюзжание недоброжелателей, и входить в элиту мировой рок-музыки.


Наш герой — Джордж Роджер Уотерс. Сегодня он достиг своего 70-летия.

Уотерс родился 6 сентября 1943 года в городке Большой Букхем (графство Суррей, Великобритания).


Важные события, определившие мироощущение и питавшие творческий потенциал Уотерса

Вторая мировая война. Эрик Флетчер Уотерс, отец Джорджа, погиб в 1944 году, когда сыну было всего пять месяцев. Мотивы, связанные с войной и гибелью отца, очень часто встречаются в композициях музыканта.

Школа. Школьные годы Роджера прошли в Кембридже. Именно там он познакомился с еще одним будущим основателем Pink Floyd Сидом Барреттом. Кстати, в другой школе неподалеку учился еще один будущий «флойд» — Дэвид Гилмор.

Самая жесткая  и страшная «школьная» песня в мире — «Another Brick To The Wall Part 2».

Университет. Будучи студентом архитектурного факультета лондонского Regent Street Polytechnic (ныне The University of Westminster), Уотерс подружился с Ником Мейсоном и Ричардом Райтом.

Первая группа. Название — SIGMA6. В нее, кроме Роджера, вошли Райт, Мейсон и еще один университетский друг — Клайв Меткаф.

Приход Сида Барретта. В 1965 году в лондонском клубе Countdown состоялось первое выступление с афишей «The Pink Floyd Sound». Название группы придумал Сид.

Посвящение Баррету — «Shine On You Crazy Diamond».

Первый сингл Pink Floyd. Композиция Сида Барретта «Arnold Layne» (11 марта 1967 года) достигла 20-го места в британском чарте синглов и фактически ознаменовала собой переход группы в «профессиональную лигу». Вскоре был подписан контракт с EMI.

Первый альбом Pink Floyd «Piper At The Gates of Dawn» (1967). Большая часть материала написана Сидом, но есть и одна песня Уотерса — «Take Up Thy Stethoscope and Walk». В ее тексте уже появляются нюансы, присущие более поздней поэтике Роджера: «Музыка, кажется, помогает превозмочь боль и развивает мозг».

Уход Барретта из группы (1968). На начальном этапе безусловным лидером, идеологом и главным креативным мотором команды был именно Сид. Но с его уходом эти функции стал перебирать на себя Роджер Уотерс.

«The Dark Side of the Moon» (1973). Самое знаменитое творение Pink Floyd. Первый по-настоящему концептуальный альбом группы. Главная тема — «современная жизнь является путем к безумию, и индивид должен вести суровую борьбу за сохранение рассудка». В создании композиций принимала участие вся «великолепная четверка» — Уотерс, Гилмор, Мейсон, Райт, однако львиная доля текстов принадлежит Роджеру, а композиции «Money» и завершающая альбом связка «Brain Damage/Eclipse» — полностью его заслуга.


Факты

Роджер Уотерс любит бирманских кошек и держит их дома.

Болеет за футбольный клуб «Арсенал».

В 2012 году Уотерс в четвертый раз женился. Его новой избранницей стала режиссер и актриса Лори Дернинг. У Роджера трое детей от предыдущих браков.

Является представителем благотворительной организации Millenium Promise, которая оказывает помощь в борьбе с чрезвычайной бедностью и малярией.

В одном из интервью Уотерс утверждал, что Эндрю Ллойд Уэббер использовал фрагмент из его «Echoes» в качестве главной темы «Призрака оперы». По этому поводу Роджер выразился весьма резко: «Да, начало той чертовой песни «Призрака» из Echoes. *DAAAA-da-da-da-da-da*. Я не мог поверить в это, когда услышал. Тот же самый размер — 12/8 — и такая же структура, и такие же ноты, и такое же вообще все. Ублюдок. Возможно, за такое можно подать в суд. Но я считаю, что жизнь слишком коротка, чтобы судиться с Эндрю — сраным — Ллойдом Уэббером».


Различные ипостаси «Стены»

Что послужило одним из поводов для создания монументального творения Уотерса «The Wall»? Вот как на этот вопрос отвечает сам Роджер:

«Какой-то сумасшедший подросток взобрался по сетке, которая отделяла нас от стада людей перед сценой, и начал выкрикивать что-то о своем преклонении перед полубогами. Возмущенный его непониманием и моим собственным потворством этому непониманию, я плюнул ему в лицо. Позже, в номере гостиницы, в шоке от своего поведения, я понял, что стою перед выбором. Или отказаться от моих пристрастий и смириться с состоянием «комфортного оцепенения» и при этом остаться без волшебства, или постараться вникнуть в мое нынешнее состояние, пойти по нехоженому до того пути и отправиться в болезненное путешествие, чтобы узнать, кто я и на что способен. «The Wall» была картиной, которую я нарисовал для себя, чтобы сделать этот выбор».

Что такое «Стена»? Ответ Уотерса на его официальном сайте:

«На мой взгляд, РЕЛИГИЯ устанавливает стену между НАМИ и реальностью НАШИХ жизней. А еще… Есть СТЕНЫ между: БЕДНЫМИ и БОГАТЫМИ, СЕВЕРОМ и ЮГОМ, СТАРЫМ и НОВЫМ мирами и ТРЕТЬИМ миром. Это СТЕНА СТРАХА и АЛЧНОСТИ».

1979 г. Альбом «The Wall» — №87 в рейтинге журнала Rolling Stone «500 величайших альбомов всех времен», свыше 11,5 млн проданных дисков в одних только Соединенных Штатах.

1980-81 гг. Небольшой (31 представление в Лос-Анджелесе, Юниондейле, Лондоне и Дортмунде) тур с театрализованной версией «The Wall». Затраты на подготовку тура превысили 1,5 млн долларов. Практически вся прибыль от концертов пошла на покрытие расходов.

1982 г. Полнометражный фильм режиссера Алана Паркера «Pink Floyd — The Wall».

1990 г. «The Wall Live In Berlin». Масштабное представление, организованное Уотерсом на остатках Берлинской стены с участием знаменитых рок-музыкантов из разных стран, среди которых были The Scorpions, The Band, Джони Митчелл, Ван Моррисон, Синди Лоупер, Брайан Адамс, Марианна Фейтфулл, Шинед О’Коннор, Пол Каррак и другие.

2010-2013 гг. Всемирный тур Роджера Уотерса «The Wall Live» начался 15 сентября 2010 года в Торонто и завершится 21 сентября нынешнего года в Париже. 219 представлений в разных уголках планеты: 98 — в Северной Америке, 15 — в Южной Америке, 91 — в Европе и 15 — в Австралии и Океании.


Сольные альбомы «пост-флойдовской» эры

«The Pros and Cons of Hitchhiking» (1984)

«Radio K.A.O.S» (1987)

«Amused To Death» (1992)


Несостоявшееся и состоявшееся посещения Киева

Всю первую половину 2006-го тусовка украинских рок-фанов бурлила разговорами о том, что 8 июля на киевском Олимпийском стадионе состоится концерт Роджера Уотерса. Столица была увешана афишами и бигбордами с анонсом выступления. Однако чуда не случилось. Концерт по причинам, оставшимся тайной, был отменен. Но Уотерс все-таки побывал в нашем городе в том же году: в декабре он присутствовал на представлении своей оперы «Ça Ira» в Международном выставочном центре.

Представление о Роджере как о творце и музыканте дает его творческое наследие, а как о человеке о нем лучше всего расскажут цитаты из интервью и выдержки из текстов песен.


Что думает и говорит Роджер Уотерс

О музыке и жизни

«Единственная сила, которая толкает нас вперед — это музыка, а вовсе не желание прославиться».

«Когда ты без денег и мечтаешь о богатстве, думаешь, что будешь им делиться. Когда деньги все-таки падают тебе на голову, ты решаешь держать все это при себе. И это одна из наибольших мук. Тогда единственное утешение — музыка».

«Какую цель преследует рок? Никакой. Если ты хочешь подорвать свой мозг и поделиться этим с другими — ты играешь рок».

«Я в постоянной схватке с самим собой. И кажется, в большинстве случаев я проигрываю…»

«Мы собственными руками выстроили стену между собой и слушателем. Нужно было быть скромней и не играть стадионные концерты. Стадион фанатов принесет тебе деньги, но не принесет понимания твоей музыки».

«Настоящая музыка сработает для любого поколения!»

О Pink Floyd середины 70-х

«После "The Dark Side of the Moon" мы сломались. Мы стали занимать первые места во всяких опросах. Понятно, чего от вас ждут после этого. "Обратная сторона Луны" была последним сотрудничеством по доброй воле. Все, что было после, напоминало шатающийся зуб: выпадет — не выпадет... Десять лет безнадежного брака, когда на развод просто не хватает смелости. Десять лет сущего ада. Все это было ужасно. Ужасно».

О «стадионном роке»

«Это ужасно. Люди покупают хот-доги и футболки и потом пялятся на эти идиотские видеоэкраны. А там звук с изображением не совпадает. Смотреть все это — сплошная мука. И чего только не наговорят, лишь бы никто не подумал, что все это делается из жадности. Ну как U2 объясняют: "Приходится играть на стадионах, ведь нас так много людей хотят увидеть". Ладно. Устройте своим фанам настоящее шоу на стадионе, но не по 25 фунтов же при этом брать за билет. Майкл Джексон тоже на стадионах выступает, но он-то делает все это не ради себя, он малышам хочет помочь». (Нынче Роджер Уотерс и сам дает стадионные концерты – прим. ред.)

О пятерке величайших музыкантов послевоенной Британии

«Я — один из пяти лучших авторов в английской музыке послевоенного времени. Вы спрашиваете, есть ли кто-нибудь лучше меня? Ну Джон Леннон. Так. Кто еще? Дайте подумать. Я вообще-то не большой любитель пластинки слушать. Предпочитаю рыбалку. Что до списка, он очень короткий, но я точно в этом списке. Та-ак. Кто еще лучше меня? Ну Фредди Меркьюри, может».

О Джордже Буше

В песне «Leaving Beirut», написанной вскоре после вторжения США в Ирак в 2003 году, Уотерс заявляет: «О Джордж! О Джордж! Техасское образование, должно быть, сделало тебя полным придурком, когда ты был маленький».

О взаимном притяжении родственных душ

«Незнакомцы идут по улице и вдруг встречаются взглядами. Я — это ты, и то, что я вижу — это я» («Echoes» из альбома Pink Floyd «Meddle»).

Об актуальных политико-военных темах

Песня Уотерса «Уберите свои грязные руки от моей пустыни» из альбома «The Final Cut» 1983 года (кстати, последнего, выпущенного группой вместе с Уотерсом) поместила творчество Pink Floyd в «черные списки» советской пропаганды. Вполне понятно, почему:

Брежнев взял Афганистан,

Бегин взял Бейрут.


Несмотря на всю свою «ершистость», резкость и непримиримость, судя по всему, Роджер остается все тем же чувствительным и ранимым мальчиком, старающимся защитить свой внутренний мир от негативных влияний извне и помочь другим, с одной стороны, раскрыться миру, а с другой — чувствовать себя в нем в безопасности. И в его душе всегда живет любовь — любовь к ближнему. Поэтому закончим строчками из «Hello (I Love You)». Музыка принадлежит знаменитому Говарду Шору («Властелин колец»), а Роджер Уотерс написал текст и исполнил песню для кинофильма «Последняя Мимзи Вселенной»:

Рядом со мной бродят призраки.

Я чувствую их любовь и их гордость

За то, что я выстроил пару мостов,

Мостов между мной и тобой.

Привет, я люблю тебя.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 4 комментария
  • Олесь Данилович   10 сентября 2013 г. 15:36
    Завтра в Цюріху The Wall Live побачу :D
  • Maxim Komlev   6 сентября 2013 г. 21:09
    С днем рождения, заспанный Ричард Гир.
  • Alex Frazer 6 сентября 2013 г. 18:55
    Один из величайших сонграйтеров всех времен. The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here, Animals и The Wall - альбомы, ставшие эпохальными не только для дискографии Pink Floyd, но и для всего классического рока. 4 совершеннейших шедевра всего за 6 лет. За всю историю музыки подобное удавалось разве что The Beatles.

    Долгих Вам лет, м-р Уотерс. Продолжаем надеяться на встречу в Украине )

    P.S. Уважаемый автор поздравительных картинок, слова "від дня народження" не употребляются применительно к нынеживущим людям. "Роджер Уотерс. 70 років" - этого более, чем достаточно. То же самое относится к Тори Амос, Мадонне, Фэтбой Слиму и всем другим здравствующим именинникам )
  • ми-ми-ми 6 сентября 2013 г. 18:48
    Спасибо большое за статью! Огромное удовольствие было читать, слушать и смотреть!

    Уотерс - легенда!

    И не смотря на то, что разные великие музканты творили и творят в разные эпохи, если можно так выразиться,...«Настоящая музыка сработает для любого поколения!» Вот оно! :)

Лучшие комментарии
06.09.13 21:09
5
С днем рождения, заспанный Ричард Гир.
06.09.13 18:55
4
Alex Frazer
Один из величайших сонграйтеров всех времен. The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here, Animals и The Wall - альбомы, ставшие эпохальными не только для дискографии Pink Floyd, но и для всего классического рока. 4 совершеннейших шедевра всего за 6 лет. За всю историю музыки подобное удавалось разве что The Beatles. Долгих Вам лет, м-р Уотерс. Продолжаем надеяться на встречу в Украине ) P.S. Уважаемый автор поздравительных картинок, слова "від дня народження" не употребляются применительно к нынеживущим людям. "Роджер Уотерс. 70 років" - этого более, чем достаточно. То же самое относится к Тори Амос, Мадонне, Фэтбой Слиму и всем другим здравствующим именинникам )
06.09.13 18:48
3
ми-ми-ми
Спасибо большое за статью! Огромное удовольствие было читать, слушать и смотреть! Уотерс - легенда! И не смотря на то, что разные великие музканты творили и творят в разные эпохи, если можно так выразиться,...«Настоящая музыка сработает для любого поколения!» Вот оно! :)
Завтра в Цюріху The Wall Live побачу :D