R.I.P. Dave Brubeck: все, что вам нужно знать о выдающемся джазмене

1
Опубликовано 6 декабря 2012 г.
Автор: Сергей Кейн

Вчера, 5 декабря 2012, не стало композитора и музыканта Дэйва Брубека, одного из ключевых деятелей джаза XX века. Сегодня знаменитому пианисту исполнилось бы 92 года.

Он хотел стать ветеринаром, но его всегда тянуло к музыке. Он боролся за права темнокожих, попал на обложку Time, стал автором первого джазового бестселлера. Дэйв Брубек в фактах, цитатах и лайвах — в трибьюте от Open.ua.


Первые уроки музыки Дэйву Брубеку давала его мать. Отец Дэйва был швейцарских кровей, зарабатывал на жизнь скотоводством, а мать — пианисткой с английской и немецкой родословной. С четырех лет будущий музыкальный мастер обучался игре на фортепиано, с девяти — на виолончели. Любимым композитором матери Дэйва был Шопен, так что его произведения звучали в доме Брубеков чаще остальных.

Из-за проблем со зрением, Брубек с детства плохо читал ноты, но отлично делал вид, что следует написанному. В общем, импровизировать на фортепиано он начал с малых лет.

Одна из бабушек Дэйва Брубека была родом из Беларуси. Об этом он признался в интервью Владимиру Познеру.

Дэйв Брубек давал публичные концерты с 13 лет. Сперва это были классические фортепианные произведения, позже — участие в группах, игравших дискиленд и свинг.

Дэйв утверждает, что никогда не стремился строить музыкальную карьеру. «Я никогда не хотел этого образа жизни», — из года в год повторял он в своих интервью. И еще: «Моей мечтой была стабильная работа. Не гастроли, а то существование, когда ты ходишь на работу как механик, или столяр, и знаешь, что эта работа будет у тебя и завтра».

Брубек собирался стать выдающимся ветеринаром и даже начал обучение в университете. Но и преподаватели по музыке, и преподаватели ветеринарной кафедры (где наш герой параллельно с обучением руководил местным студенческим ансамблем из 12 человек) убедили Дэйва, что его место — в консерватории.

Даже служба в армии не помешала музыкальным опытам Брубека. Призванный на службу в Европу, в 1944 году он собрал солдатскую группу The Wolfpack — первый мультирасовый музыкальный коллектив в истории армии США.

Именно в армии Брубек познакомился с саксофонистом Полом Дезмондом — будущим творческим соратником на долгие годы.

На Второй мировой войне солдат Брубек должен был участвовать в известной Арденнской операции, но был освобожден от боев, так как находчиво вызвался играть на фортепиано на мероприятиях Красного креста.

Вернувшись из армии после четырех лет службы, Дэйв Брубек впервые заинтересовался джазом. В 1948 году он основал экспериментальный ансамбль из восьми музыкантов. Позже состав сократился до четырех участников и получил название The Dave Brubeck Quartet.

Брубек стал вторым джазовым музыкантом, попавшим на обложку журнала Time. Это случилось в ноябре 1954-го. Первым джазменом на обложке Time был Луи Армстронг в 49-ом.

Брубек боролся за права темнокожих и никогда не поступался принципами. В 1958 году к его квартету присоединился афроамериканец — контрабасист Юджин Райт по кличке «Сенатор». Владельцы многих клубов отказались выпускать мультирасовую группу на сцену, но Брубека это не волновало. Кроме того, Брубек отменил важное выступление своего квартета на ТВ, когда узнал, что телепродюсеры дали операторам установку не брать Райта в кадр.

Композиция The Dave Brubeck Quartet «Take Five» стала первым бестселлером в истории джаза. Пластинка вышла в 1959 году и стала первой джазовой инструменталкой, проданной тиражом более 1 миллиона копий. Запоминающаяся мелодия Дезмонда, диковинные по тем временам аккорды Брубека и ритмы Джо Морелло сделали свое дело. Название «Держи пять!» (фразеологизм, изначально означающий пятиминутный перерыв) объясняется экспериментальным размером сочинения — 5/4. Композиция вошла в один из обязательных альбомов в коллекции каждого любителя джаза — «Time Out».

Особое удовольствие Брубеку доставляли эксперименты с музыкальными размерами. Принято считать, что до Брубека джазовые музыканты придерживались традиционного размера 4/4, в то время, как наш герой сочинил композиции во всех размерах, которые только можно представить. К примеру, «Pick Up Sticks» написана в размере 6/4, «Unsquare Dance» в 7/4, «World's Fair» в 13/4, «Blue Rondo à la Turk» в 9/8.

Дэйв Брубек: «Каждая личность должна заниматься самовыражением. Будь то политик, министр или полицейский».

В начале 60-ых Дэйв и его супруга Айола сочинили джазовый мюзикл. Постановка «The Real Ambassadors» была посвящена Движению за гражданские права чернокожих в США, Холодной войне, шоу-бизнесу, природе Бога и другим темам. Мюзикл рассказывал о выдуманной африканской нации Талгалла, а ключевой персонаж был основан на Луи Армстронге, который тоже принимал участие в проекте.

Еще одним необычным опытом Брубека стала кантата «Врата правосудия» — симбиоз библейских фрагментов и цитат Мартина Лютера Кинга.

В 70-ые Брубек выступал с тремя своими сыновьями. Ансамбль назывался Two Generations Of Brubeck.

Четверо из шести детей Брубека — профессиональные музыканты. Старший Дариус — пианист, продюсер, исполнитель, преподаватель. Дэн — перкуссионист. Крис — мульти-инструменталист. Мэтью — виолончелист.

В 2000 году Дэйв и его супруга Айола основали Институт Брубека, который по сей день дает престижное джазовое образование.

Дэйв Брубек в 2002 году: «Я начинаю понимать себя. Но было бы лучше, если бы я мог понять себя в 20 лет, а не в 82».

В 2010 году Клинт Иствуд совместно с джазовым документалистом Брюсом Рикером представили фильм «Dave Brubeck: In His Own Sweet Way». Телепремьера состоялась в День 90-летия мэтра.

Помимо джаза, Брубек сочинял оркестровую музыку к операм и балетам, а также саундтреки для телепередач и мультсериалов, церковные произведения.

Брубек отвергал условности традиционного джаза, благодаря чему и стал основоположником звучания жанра в 50-ые и 60-ые годы. Своим творчеством он значительно расширил границы джаза и сделал многое для его популяризации.

Даже в последние годы жизни Дэйв Брубек продолжал гастролировать. В 2011 году 90-летний Брубек дал фееричную серию концертов в США и Канаде. Таким образом, джазовым мастер выходил на сцену на протяжении 77 лет.

Дэйв Брубек умер от сердечного приступа 5 декабря 2012 года по дороге на плановый прием к кардиологу.

Dave Brubeck

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 1 комментарий
  • Gábor Fehér 6 декабря 2012 г. 13:42
    Интересная штука получается насчет проблем со зрением, в следствии чего он читал плохо ноты. По поводу причин не все так однозначно: в цитируемом Википедией интервью Брубек ссылается на плохое зрение, "All Music Guide" пишет, что у него просто напросто не возникало желания заниматься этим, а в биографии, которое можно прочитать на официальном сайте, об этом нюансе даже не упоминается. На молодого музыканта огромное влияние оказал один из самых плодовитых композиторов XX века, французский дирижёр и музыкальный критик, Дариюс Мийо, который в отличии от своих коллег активно интересовался джазовой музыкой и предлагал Брубеку смело экспериментировать в плане сочетания классической музыки с джазом.

Лучшие комментарии
06.12.12 13:42
4
Gábor Fehér
Интересная штука получается насчет проблем со зрением, в следствии чего он читал плохо ноты. По поводу причин не все так однозначно: в цитируемом Википедией интервью Брубек ссылается на плохое зрение, "All Music Guide" пишет, что у него просто напросто не возникало желания заниматься этим, а в биографии, которое можно прочитать на официальном сайте, об этом нюансе даже не упоминается. На молодого музыканта огромное влияние оказал один из самых плодовитых композиторов XX века, французский дирижёр и музыкальный критик, Дариюс Мийо, который в отличии от своих коллег активно интересовался джазовой музыкой и предлагал Брубеку смело экспериментировать в плане сочетания классической музыки с джазом.