Второй выпуск нашего летнего проекта Open Grass — лайвы и непринужденное общение на свежем воздухе.
Ольга Диброва — вокалистка украинской электропоп-группы Gorchitza и просто девушка-феерверк (сама себя называет «баба-петарда») с правильными взглядами на жизнь. На прошлой неделе участвовала в конкурсе «Новая волна» в Юрмале. Вакханалия попсы, казалось бы, но для толкового поп-артиста это, в любом случае, ценные очки опыта.
Оля объяснила, зачем ей этот конкурс, а также рассказала о себе, своих амбициях и неусидчивости, классическом образовании, творчестве, бокале с борщом и многом другом. А еще Диброва била себя в грудь, играла на укулеле и наимпровизировала iPhone-кавер на Woodkid.
То, что я буду петь, я почувствовала лет в пять, а то и раньше. Но признаться в этом себе и обществу было до такой степени тяжело, что я скиталась, металась, думала, что буду пианисткой, скрипачкой, стюардессой, преподавателем музыки. Но желание петь росло, становилось сильнее с каждым минимальным опытом какого-то фестиваля, конкурса. Когда я поступила на теоретический отдел в Одессе (прим: в специальную музыкальную школу-интернат им. Столярского), поняла, что хочу и буду петь. Говорят, я неплохой теоретик. Могу рассказывать про Рахманинова, Баха, Штрауса. Но я чувствую, что хочу петь. Песня — самый демократичный вид искусства. Слово понятно людям. Мне хочется напрямую доносить людям то, что я чувствую.
Я получала классическое музыкальное образование. Сплошь и рядом звучали концерты Сен-Санса, Чайковского, и мне так хотелось это все дело играть! Одну девочку, которая играла Сен-Санса, я так задолбала, что меня с криками и матами выгоняли, чтобы я не подходила и не говорила: «Ну сыграй мне вступление еще раз, ну пожалуйста! Соль-си-ре-си-ля-си-соль-си-ре-фа-соль!» :)
Воспитатели в одесском музыкальном интернате помогали нам переживать, выяснять, познавать, решать проблемы. Но в какой-то момент мне стало тесно в Одессе — и я поехала в Киев. Здесь начался совершенно другой период — я осталась одна. Мне было 17, и я начала сама себя обеспечивать. Были подъемы, были спады, была Троещина — все было. :)
В киевское муз.училище им. Глиера я поступила чудом. По сумме баллов сначала не прошла. Была жесткая истерика. Представь, когда мечта всей жизни моментально рушится. Я понимала, что целый год придется заниматься непонятно чем. В тот период я разрезала и развешивала объявления, которые напечатала мама, чтобы преподавать теорию, сольфеджио. Потом, 9.09.09 — когда все говорили «это будет ужасный день, ведь это три перевернутые шестерки!» — позвонили маме, а она уже сообщила мне: «Оля, тебя забирают на бюджет, ты переезжаешь в Киев».
Ничего не имею против училища Глиера, там все классно, но, бывает, приходишь на урок гармонии, а там все так просто, от слова септаккорд у вокалистов заворачиваются реснички, а такие понятия, как моделирующая секвенция через двойную доминанту, и прочие кучерявые термины вводят людей в ступор. Поэтому я считаю, что самообразование — намного лучше. Когда ты четко понимаешь то направление, в котором хочешь идти. Читай, смотри, слушай. Тем более, сейчас, когда есть интернет, это все так легко. Нравится тебе какой-то автор — изучи его. Пересмотри, переслушай, перечитай.
Как-то я ходила по супермаркету, и раздался телефонный звонок: «Здравствуйте, Ольга, меня зовут Алексей Горчица, я хочу с вами поговорить». Одна наша общая хорошая знакомая просто сделала «Ctrl+C — Ctrl+V» и прислала ему ссылки на мои видео на YouTube. Это изменило мою жизнь. Кардинально.
Чем выше ты вскарабкиваешься по карьерной лестнице, тем лучше понимаешь, что горизонты вокруг необъятны. Чем дальше в лес — тем больше дров. Чем дольше занимаешься музыкой профессионально, тем больше осознаешь: «Господи, я еще столько всего не умею!» За год в группе Gorchitza я поняла, что всегда есть куда развиваться. Хочется раскрыть себя по максимуму. Стать достойным артистом, который совмещает в себе и вокал, и танцы, и актерское мастерство, и все-все-все.
Помню ли я свои ощущения на первом большом концерте с Gorchitza в Crystal Hall? Помню, мне очень сильно жали туфли. :) Они были на размер меньше. Я, конечно, думала о музыке… Даже не так, я просто понимала, что это переворот моей жизни, новая точка отсчета, новая альфа. Переживала, но на четвертой песне успокоилась, поняла: «Нервы — не в плюс, хватит страдать, истеричить внутри себя, просто пой».
Был как-то раз концерт. Мы ездили втроем, без барабанов. Сцена была огромная, в форме буквы «Т», с подиумом. Люди были очень зажатые. Вроде бы подходили, танцевали, улыбались, но не было ощущения полной расслабленности публики. И на одной из песен я говорю: «Эй, ребята, что-то мне здесь слишком много места. Come to me!» Началась такая дискотека! Самое главное — уметь руководить зрителями. Потому что иногда после такого дружеского отношения они могут вылезть на голову. Когда мужчины в полуметре от меня говорили что-то неадекватное, вели не очень хорошо, забирали микрофонную стойку — это уже перебор. Нужно всегда уметь управлять публикой. Я учусь.
Мысли в последнюю минуту перед выходом на сцену всегда одинаковы. Первое: пойду сделаю еще глоток зеленого чая. Второе: когда выйду, ни в коем случае нельзя показать свой страх, не важно, это огромная толпа или три человека. В такие моменты я мысленно переношу себя в ближайшее будущее. Оля, представь себе, если ты этот концерт отпела фигово, и у тебя есть один шанс это исправить. Иди и покажи всем! Ты можешь! Дрожащие коленки, истерики, скованные движения не пойдут в плюс. Иди и зажги, малышка! Вот что я себе говорю каждый раз.
Мы с группой Gorchitza подавали заявку на участие в «Новой волне», но так сложилось, что в день отбора у нас был концерт в Комарово. Вместо того, чтобы примчаться на прослушивание, мы выступали, гуляли по комаровскому парку, где я слушала второй альбом Джеймса Блейка. Потом из оргкомитета написали, что, теоретически, можно по-прежнему приехать в Москву и прослушаться. Это произошло настолько внезапно, что я поехала одна, без группы. На всех прослушиваниях выступала последней. С шести утра до восьми вечера была вся на нервах. Но прошла дальше.
Высоченные здания в Москве так и говорят тебе: «Эй, нужно расти, стремиться к чему-то, идти дальше, выше, вверх». Город просто кричит об этом. Об этом кричит атмосфера, вывески, ситилайты, дурацкие слоганы. В этом городе нет места слабым людям. Я готова ехать и покорять Москву, когда придет время.
Для меня конкурс «Новая волна» — возможность научиться максимально мобилизировать свои силы за такой короткий срок. Нет никакого духа соперничества, все конкурсанты классные, разноплановые, поддерживают друг друга.
Ну спроси уже, почему у меня укулеле не строит! Почему? Потому что я сама на ней учусь играть. После фортепиано тяжело перестроиться с горизонтали на вертикаль.
Вспоминаю, как пару лет назад была на море. Была глубочайшая ночь. Когда и вода, и небо — одного цвета. Ты ныряешь, выныриваешь — и не понимаешь, где вообще находишься. Видишь только звезды сверху. Иногда, чтобы расслабиться, я мысленно туда возвращаюсь. В то ощущение спокойствия, единения с природой.
Я — очень жизнерадостный человек. Может, даже слишком. В любом случае, как у любого, бывают ситуации, когда не хочется просыпаться, выбираться из своего мирка, кровати, одеяла, снова взаимодействовать с внешним миром. Но я всегда легко переживаю эти нюансы, понимая, что все, что ни происходит — к лучшему. Не нужно тратить энергию на гнев, злобу, негатив — это все низко, мелко. Я не понимаю людей, которые самоутверждаются за счет чего-то отрицательного. Могу злиться только на саму себя. На других людей — нет.
Нельзя сидеть на месте. Я могу набрать кого-то в два часа ночи и позвать гулять, дышать, пить чай. Или вино. У меня родители — виноделы.
К алкоголю я отношусь адекватно, если не перебарщивать. Перебарщивать с алкоголем! Я сразу представила бокал, в котором борщ!
Моя мама — филолог, психолог. Папа — спасатель, работает в пожарно-спасательной службе. Люблю, когда нет вызовов, и он говорит: «Так, баба Маша опять звонила, кот вылез на дерево, нужно идти, спасать». Бывают забавные приключения. Но работа у него ответственная, я своим отцом очень горжусь. И мамка у меня тоже хороша! Это тот человек, который с самого детства вкладывал в меня знания. На все праздники — Дни рождения, 8 марта — я всегда получала в подарок только книги. У меня с детства огромное собрание энциклопедий.
Детство — это такой период, когда в ребенка закладывается фундамент. Это же здорово, когда ты приходишь в школу, а к тому времени уже хорошо читаешь, пишешь, знаешь английский алфавит, пару английских слов можешь связать, знаешь, что столица Австралии — это Канберра с 1927 года. Как-то так. :)
Группа Gorchitza — как человеческий организм. Леша Горчица — это, безусловно, сердце. Механизм, без которого группа не работала бы. Благодаря которому все звучит, наполняется электронными лейкоцитами и тромбоцитами. Сердце гоняет кровь — Леша гоняет нас. :) Гитарист — нервная система. Все эти запилы, сладкие соло — это по его части. Бас — это пульс. Барабаны — это спинной мозг.
Вокал — это не от мира сего. Это душа. То, к чему нельзя прикоснуться. Ты же не можешь прикоснуться к голосу. Это же не только связки, гортань, диафрагма. Это такая материя, к которой должно быть трепетное отношение. Ты не можешь пойти в «МузТорг» и сказать: «Эй, ребята, привет, вчера на концерте слегка голос подорвала — можно мне, пожалуйста, связки Aguilera Pro?» Или «Мои связки Mariah Carey уже сносились, можно мне Beyonce?»
Мне было очень сложно осознать тот факт, что у меня есть голос, что кто-то свыше мне это дал. Думала: «Господи, я этого не заслуживаю!» А потом понимаешь, что если тебе такое дано — нужно развивать и отдавать людям. Это же так здорово, когда тебе пишут после концерта: «Мне было так плохо, а я тебя послушал — и все класс». Значит, я выполняю свою миссию. Приношу пользу людям.
Очень люблю выступать сольно, когда на сцене только я и пианино. Это взаимодействие и с публикой, и с музыкой, напрямую. Я по-прежнему люблю быть с группой, но когда есть возможность привезти куда-то свои клавиши — пользуюсь этим. Другие ощущения, потому что ты сам отвечаешь за все, что делаешь. Ни секунды на отдых. Забыла что-то, ошиблась — не важно, ты просто продолжаешь играть. Главное — отключить мозги. На интуитивном уровне поддаться музыке, пускай она проникает в тебя — и пальцы сами будут играть что положено. Это звучит странно, но я не думаю о нотах вообще. Поэтому однажды, играя на клавишах на сцене, я упала со стула. Но я не виновата, был скользкий пол, а я пританцовывала! После каждого падения должен быть взлет. Финал «Новой волны» — мой взлет после того падения со стула. Поэтому если вы хотите чего-то добиться — не бойтесь падать, и будет вам счастье!
Каждому из нас что-то дано. Неощутимое, тонкое, с других планет. Каждый человек в чем-то талантлив. Главное — найти этот талант, раскопать, лелеять, развивать и отдавать людям. Не обязательно петь, заниматься музыкой, чтобы почувствовать себя звездой. Ведь тетя Маша, которая печет булочки — тоже звезда, если она делает это хорошо, если это нравится людям, а ее хлебо-булочные изделия вызывают не изжогу, а экстаз. Самое главное — не зарываться в себя, не поддаваться в суете, искать, копаться, найти, привести в порядок. Это же так классно.
Сергей Кейн
Видео: Юлиана Слипченко, Роман Сапелкин
Фото: Алина Кучма
Считаю, чо на Новой волне выступила неплохо, но, мне кажется, что это абсолютно не её формат, атмосфера, её не поняли. Совсема другая, нежели остальные конкурсанты. Очень живая.
Спасибо.