Итоги 2013: 9 главных саундтреков года

6
Опубликовано 30 декабря 2013 г.

Девять звуковых дорожек к фильмам уходящего года, которые было бы ошибкой пропустить и не услышать, по мнению редакции Open.ua.


«Город звука» / «Sound City» (Дэйв Грол, Джош Хомми и другие)

У документального проекта Дэйва Грола по увековечению памяти калифорнийской студии «Sound City» была основательная музыкальная подоплека. Одиннадцать песен, Джош Хомми, Пол Маккартни, Кори Тейлор, Трент Резнор и другие высокие гости в списке соавторов и исполнителей, на почетном месте продюсера — Бутч Виг.

Учитывая, кто был заводилой, не удивительно, что главный акцент альбома — гранжевый. Стадионный потенциал, по преимуществу мужественные голоса, гитарные реки, кисельные берега. Главный рок-саундтрек года, который, кстати, номинирован на «Грэмми».

В плейлист: «From Can to Can’t», «Cut Me Some Slack», «Mantra».


«Пятая власть» / «The Fifth Estate» (Картер Беруэлл и другие)

Картер Беруэлл, штатный, по сути, композитор братьев Коэнов — из тех сочинителей, кто больше всего доверяет старому доброму фортепиано и тишине. Ради «Пятой власти» он впервые пошел на тесный контакт с электроникой и выдвинулся из собственной зоны комфорта. Оказалось, это работает. Первая половина пластинки — мягкий баюкающий бит, скрещенный с хрустальными мелодиями. Вторая — более классический и местами до умопомрачения красивый Беруэлл, с упором на минималистичный симфо-эмбиент. И та и другая формы одинаково эффектны.

Между делом — и очень к месту — здесь затесались треки ключевых артистов лейбла Ninja Tune (Амон Тобин, Эмика, Yppah) и песня австралийских психоделиков Tame Impala, так что условно эту работу можно считать коллективной.

В плейлист: «The Submission Platform», «Never Mess With Sunday», «Asylum».


«Джанго освобожденный» / «Django Unchained» (Эннио Морриконе, Луис Бакалов и другие)

Формально новая коллекция от Квентина Тарантино вышла в последние дни прошлого года, но для нас заиграла всеми красками после январской премьеры картины. Учитывая собирательский метод Квентина, он не особо нуждается в новом материале. Тем не менее, четыре вещи были написаны специально для фильма: тяжеловесный рэп Рика Росса «100 Black Coffins» — убедительный, как броневик, усыпанный вооруженными до зубов афроамериканцами; две соул-блюзовые песни Энтони Хэмилтона и Джона Ледженда — пластичные, как накатывающие на берег морские волны; наконец, баллада Эннио Морриконе «Ancora Qui», спетая итальянкой Элизой Тоффоли — сердце всего саундтрека.

Остальное — старье. Аутентичная романтика спагетти-вестернов мешается с американским фолком эпохи хиппи, современным ретро-соулом, тугоплавким хип-хопом (в наличии Тупак, замиксованный с Джеймсом Брауном) и обожаемым Квентином гитарным серфом. Трубы трубят, раскатистые струнные партии заплетаются в кружева, мужчины сыплют речитативом, женщины жалостливо голосят — тысяча страстей бушует в одном стакане.

Время от времени ловишь себя на мысли, будто заглянул в чужой плейлист. Поскольку плейлист публичный, налицо определенная просветительская работа: ну, кто там слушает зубастое кантри парня по прозвищу Brother Dege или Джима Кроуса? А Тарантино слушает — и делится с нами.

В плейлист: «Django», «Ancora Qui», «Who Did That to You?».


«Грязь» / «Filth» (Клинт Мэнселл)

Со времен «Реквиема по мечте» очевидно, что Клинт Мэнселл — это неоклассик с душой рок-музыканта. Он тонко чувствует, где лучше всего разбить вдребезги рваным ритмом симфоническую ткань (вспомним, что он вытворял с Чайковским в «Черном лебеде»), он знает, как идеально сочетать гитару со струнными и пульсирующим фортепиано.

В случае с экранизацией «Грязи» Ирвина Уэлша (или, как вариант, «Дерьма») эти способности Мэнселла оказались очень кстати. Саундтрек колеблется между хмурыми оркестровками и экстатическими вспышками электродрайва — точь-в-точь как главный герой в бесподобном исполнении Джеймса МакЭвоя. Дух захватывает.

В плейлист: «Love Is Cruel», «Robbo Turns Off the Gas», «Same Rules Apply».


«Тихоокеанский рубеж» / «Pacific Rim» (Рамин Джавади)

Рамин Джавади, немец с иранскими корнями, зарекомендовавший себя на первом «Железном человеке» и «Игре престолов», попал в поле зрения Гильермо дель Торо. Режиссер получил то, что, видимо, и хотел — грандиозную батальную музыку с полными вагонами драйва. Джавади не из тех, кто особо разборчив в средствах: не церемонясь, он рубит в один винегрет и помпезные оркестровки, и хард-роковые риффы, и мягко стелет электронные подкладки.

В принципе, любой сделанный на широкую ногу блокбастер в жанре бойни может похвастаться музыкой такого типа. Но в этом саундтреке есть какое-то специфическое ребячество, которое и делает его важным событием в жанре киномузыкального экшена. В четырех треках звучит гитара Тома Морелло.

В плейлист: «Pacific Rim», «Canceling the Apocalypse», «Go Big or Go Extinct».


«Великий Гэтсби» / «The Great Gatsby» (Jay Z, Брайан Ферри и другие)

Подобно Квентину Тарантино, Баз Лурманн обычно оформляет звуковые дорожки своих фильмов как совершенно самостоятельный проект. На сей раз он превзошел самого себя по части широты ассортимента и количеству эксклюзива. Лана дель Рэй и Florence + The Machine специально для фильма пишут по треку, Брайан Ферри любопытно насилует собственную классику («Love is the Drug»), Бейонсе и Andre 3000 поют «Back to Black» Эми Уайнхаус, will.i.am выкручивает руки хрестоматийному шлягеру 1960-х «Bang Bang», из архивов недавнего прошлого поднята знойная версия «Love is Blindness» U2 в исполнении Джека Уайта.

Эта пышная, креативная, хотя и небесспорная компиляция — вклад-2013 современной массовой культуры во всех ее проявлениях в историю киномузыки. Сравниться с ним может разве что подборка песен к последним «Голодным играм» (хотя она смотрится не так эффектно, как сборник Лурманна).

В плейлист: «Young and Beautiful», «Over the Love», «Love is Blindness», «Into the Past».


«Паркер» / «Parker» (Дэвид Бакли)

Уже по «Городу воров» Бена Аффлека было заметно, что в современном кино созрел еще один композитор, который затылком чувствует, что такое звуковой саспенс. Уроженец Лондона Дэвид Бакли — из тех мастеров, кто обрабатывает каждый звук, как алмаз, чтобы он сверкал, с какой стороны ни подойди. Поэтому музыка к «Паркеру» производит такое двойственное впечатление: с одной стороны, движение здесь не застывает ни на мгновение, с другой, такая разреженная атмосфера, словно автор экономил на каждой взятой ноте, взвешивая ее на весах.

Жанрово Бакли совершенно не зажат — он в один прыжок добирается от брейкбита до джаза, а потом через эмбиент скачет к симфоническому концерту. Еще с пяток таких работ, и он станет живым классиком криминального триллера.

В плейлист: «Parker’s Code», «Leslie in Boca», «Guns & Money».


«Иллюзия обмана» / «Now You See Me» (Брайан Тайлер и другие)

Учитывая то, что композитор и дирижер Брайан Тайлер уже давно пользуется спросом у авторов гигантоманских франшиз вроде «Железного человека» и «Форсажа», эту его работу вполне можно считать камерной. Независимо от степени размаха, неизменным остается его почерк: это невероятно живая музыка, в которой все элементы настолько подвижны, словно каждый трек — конструкция на шарнирах.

Это эпический фанк, где за двигатель работают натуральные барабаны и перкуссии, а в качестве топлива используется все, что под рукой — от массивных струнных до фанфар. В дополнение к этим достоинствам здесь имеется немного качественной синтетики в виде ремиксов и четыре вспомогательных трека, написанных не Тайлером (от американской фанк-группы Galactic до немецкого диджея русского происхождения Zedd, он же Антон Заславский). Все в тему.

В плейлист: «The Four Horsemen», «Cineramascope», «Now You See Me (Spellbound remix)».


«Пленницы» / «Prisoners» (Йохан Йоханссон)

Исландский композитор, известный в достаточно узких кругах, написал около часа музыки, на которой лежит явная печать гениальности. В самом фильме Дени Вильнева это становится очевидным лишь к финальным титрам: по ходу картины актерская игра и сюжетные тайны глушат собой периодические включения на фоне. Но достаточно запустить саундтрек отдельно от кино, и все проясняется.

Это невероятная киномузыка в «тихом» симфоническом жанре, аналогов которой почти нет (вспоминается разве что дорожка Клиффа Мартинеса к «Солярису» Стивена Содерберга). Один стержневой лейтмотив Йоханссон склоняет на все лады и находит в нем бесчисленные полутона. Только человеку с запущенным до состояния неизлечимости синдромом дефицита внимания такое может показаться скукой.

В плейлист: «The Candlelight Vigil», «Through Falling Snow», «Prisoners».

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 6 комментариев
  • Аноним 8 января 2014 г. 0:40
    Hans Zimmer - The Rush OST?
  • dendisel 30 декабря 2013 г. 23:33
    Самый крутой саундтрек в этом году это у Металики!
  • dendisel 30 декабря 2013 г. 23:35
    И об этом вообще никто не вспомнил
  • bars 30 декабря 2013 г. 23:16
    а серіали можна,нє? містер вайт з джессі підняли руки,і кричать можна я?!!
  • kuma 30 декабря 2013 г. 21:22
    Кхм..у «Великого Гэтсби» не хватает The XX - Together
  • Zilla 30 декабря 2013 г. 14:11
    Нет Бена Фроста? Ну-ну.

Лучшие комментарии
30.12.13 23:33
5
dendisel
Самый крутой саундтрек в этом году это у Металики!
30.12.13 23:16
3
bars
а серіали можна,нє? містер вайт з джессі підняли руки,і кричать можна я?!!
30.12.13 23:35
3
dendisel
И об этом вообще никто не вспомнил
30.12.13 14:11
1
Zilla
Нет Бена Фроста? Ну-ну.
30.12.13 21:22
1
kuma
Кхм..у «Великого Гэтсби» не хватает The XX - Together