Девять звуковых дорожек к фильмам уходящего года, которые было бы ошибкой пропустить и не услышать, по мнению редакции Open.ua.
«Город звука» / «Sound City» (Дэйв Грол, Джош Хомми и другие)
У документального проекта Дэйва Грола по увековечению памяти калифорнийской студии «Sound City» была основательная музыкальная подоплека. Одиннадцать песен, Джош Хомми, Пол Маккартни, Кори Тейлор, Трент Резнор и другие высокие гости в списке соавторов и исполнителей, на почетном месте продюсера — Бутч Виг.
Учитывая, кто был заводилой, не удивительно, что главный акцент альбома — гранжевый. Стадионный потенциал, по преимуществу мужественные голоса, гитарные реки, кисельные берега. Главный рок-саундтрек года, который, кстати, номинирован на «Грэмми».
В плейлист: «From Can to Can’t», «Cut Me Some Slack», «Mantra».
«Пятая власть» / «The Fifth Estate» (Картер Беруэлл и другие)
Картер Беруэлл, штатный, по сути, композитор братьев Коэнов — из тех сочинителей, кто больше всего доверяет старому доброму фортепиано и тишине. Ради «Пятой власти» он впервые пошел на тесный контакт с электроникой и выдвинулся из собственной зоны комфорта. Оказалось, это работает. Первая половина пластинки — мягкий баюкающий бит, скрещенный с хрустальными мелодиями. Вторая — более классический и местами до умопомрачения красивый Беруэлл, с упором на минималистичный симфо-эмбиент. И та и другая формы одинаково эффектны.
Между делом — и очень к месту — здесь затесались треки ключевых артистов лейбла Ninja Tune (Амон Тобин, Эмика, Yppah) и песня австралийских психоделиков Tame Impala, так что условно эту работу можно считать коллективной.
В плейлист: «The Submission Platform», «Never Mess With Sunday», «Asylum».
«Джанго освобожденный» / «Django Unchained» (Эннио Морриконе, Луис Бакалов и другие)
Формально новая коллекция от Квентина Тарантино вышла в последние дни прошлого года, но для нас заиграла всеми красками после январской премьеры картины. Учитывая собирательский метод Квентина, он не особо нуждается в новом материале. Тем не менее, четыре вещи были написаны специально для фильма: тяжеловесный рэп Рика Росса «100 Black Coffins» — убедительный, как броневик, усыпанный вооруженными до зубов афроамериканцами; две соул-блюзовые песни Энтони Хэмилтона и Джона Ледженда — пластичные, как накатывающие на берег морские волны; наконец, баллада Эннио Морриконе «Ancora Qui», спетая итальянкой Элизой Тоффоли — сердце всего саундтрека.
Остальное — старье. Аутентичная романтика спагетти-вестернов мешается с американским фолком эпохи хиппи, современным ретро-соулом, тугоплавким хип-хопом (в наличии Тупак, замиксованный с Джеймсом Брауном) и обожаемым Квентином гитарным серфом. Трубы трубят, раскатистые струнные партии заплетаются в кружева, мужчины сыплют речитативом, женщины жалостливо голосят — тысяча страстей бушует в одном стакане.
Время от времени ловишь себя на мысли, будто заглянул в чужой плейлист. Поскольку плейлист публичный, налицо определенная просветительская работа: ну, кто там слушает зубастое кантри парня по прозвищу Brother Dege или Джима Кроуса? А Тарантино слушает — и делится с нами.
В плейлист: «Django», «Ancora Qui», «Who Did That to You?».
«Грязь» / «Filth» (Клинт Мэнселл)
Со времен «Реквиема по мечте» очевидно, что Клинт Мэнселл — это неоклассик с душой рок-музыканта. Он тонко чувствует, где лучше всего разбить вдребезги рваным ритмом симфоническую ткань (вспомним, что он вытворял с Чайковским в «Черном лебеде»), он знает, как идеально сочетать гитару со струнными и пульсирующим фортепиано.
В случае с экранизацией «Грязи» Ирвина Уэлша (или, как вариант, «Дерьма») эти способности Мэнселла оказались очень кстати. Саундтрек колеблется между хмурыми оркестровками и экстатическими вспышками электродрайва — точь-в-точь как главный герой в бесподобном исполнении Джеймса МакЭвоя. Дух захватывает.
В плейлист: «Love Is Cruel», «Robbo Turns Off the Gas», «Same Rules Apply».
«Тихоокеанский рубеж» / «Pacific Rim» (Рамин Джавади)
Рамин Джавади, немец с иранскими корнями, зарекомендовавший себя на первом «Железном человеке» и «Игре престолов», попал в поле зрения Гильермо дель Торо. Режиссер получил то, что, видимо, и хотел — грандиозную батальную музыку с полными вагонами драйва. Джавади не из тех, кто особо разборчив в средствах: не церемонясь, он рубит в один винегрет и помпезные оркестровки, и хард-роковые риффы, и мягко стелет электронные подкладки.
В принципе, любой сделанный на широкую ногу блокбастер в жанре бойни может похвастаться музыкой такого типа. Но в этом саундтреке есть какое-то специфическое ребячество, которое и делает его важным событием в жанре киномузыкального экшена. В четырех треках звучит гитара Тома Морелло.
В плейлист: «Pacific Rim», «Canceling the Apocalypse», «Go Big or Go Extinct».
«Великий Гэтсби» / «The Great Gatsby» (Jay Z, Брайан Ферри и другие)
Подобно Квентину Тарантино, Баз Лурманн обычно оформляет звуковые дорожки своих фильмов как совершенно самостоятельный проект. На сей раз он превзошел самого себя по части широты ассортимента и количеству эксклюзива. Лана дель Рэй и Florence + The Machine специально для фильма пишут по треку, Брайан Ферри любопытно насилует собственную классику («Love is the Drug»), Бейонсе и Andre 3000 поют «Back to Black» Эми Уайнхаус, will.i.am выкручивает руки хрестоматийному шлягеру 1960-х «Bang Bang», из архивов недавнего прошлого поднята знойная версия «Love is Blindness» U2 в исполнении Джека Уайта.
Эта пышная, креативная, хотя и небесспорная компиляция — вклад-2013 современной массовой культуры во всех ее проявлениях в историю киномузыки. Сравниться с ним может разве что подборка песен к последним «Голодным играм» (хотя она смотрится не так эффектно, как сборник Лурманна).
В плейлист: «Young and Beautiful», «Over the Love», «Love is Blindness», «Into the Past».
«Паркер» / «Parker» (Дэвид Бакли)
Уже по «Городу воров» Бена Аффлека было заметно, что в современном кино созрел еще один композитор, который затылком чувствует, что такое звуковой саспенс. Уроженец Лондона Дэвид Бакли — из тех мастеров, кто обрабатывает каждый звук, как алмаз, чтобы он сверкал, с какой стороны ни подойди. Поэтому музыка к «Паркеру» производит такое двойственное впечатление: с одной стороны, движение здесь не застывает ни на мгновение, с другой, такая разреженная атмосфера, словно автор экономил на каждой взятой ноте, взвешивая ее на весах.
Жанрово Бакли совершенно не зажат — он в один прыжок добирается от брейкбита до джаза, а потом через эмбиент скачет к симфоническому концерту. Еще с пяток таких работ, и он станет живым классиком криминального триллера.
В плейлист: «Parker’s Code», «Leslie in Boca», «Guns & Money».
«Иллюзия обмана» / «Now You See Me» (Брайан Тайлер и другие)
Учитывая то, что композитор и дирижер Брайан Тайлер уже давно пользуется спросом у авторов гигантоманских франшиз вроде «Железного человека» и «Форсажа», эту его работу вполне можно считать камерной. Независимо от степени размаха, неизменным остается его почерк: это невероятно живая музыка, в которой все элементы настолько подвижны, словно каждый трек — конструкция на шарнирах.
Это эпический фанк, где за двигатель работают натуральные барабаны и перкуссии, а в качестве топлива используется все, что под рукой — от массивных струнных до фанфар. В дополнение к этим достоинствам здесь имеется немного качественной синтетики в виде ремиксов и четыре вспомогательных трека, написанных не Тайлером (от американской фанк-группы Galactic до немецкого диджея русского происхождения Zedd, он же Антон Заславский). Все в тему.
В плейлист: «The Four Horsemen», «Cineramascope», «Now You See Me (Spellbound remix)».
«Пленницы» / «Prisoners» (Йохан Йоханссон)
Исландский композитор, известный в достаточно узких кругах, написал около часа музыки, на которой лежит явная печать гениальности. В самом фильме Дени Вильнева это становится очевидным лишь к финальным титрам: по ходу картины актерская игра и сюжетные тайны глушат собой периодические включения на фоне. Но достаточно запустить саундтрек отдельно от кино, и все проясняется.
Это невероятная киномузыка в «тихом» симфоническом жанре, аналогов которой почти нет (вспоминается разве что дорожка Клиффа Мартинеса к «Солярису» Стивена Содерберга). Один стержневой лейтмотив Йоханссон склоняет на все лады и находит в нем бесчисленные полутона. Только человеку с запущенным до состояния неизлечимости синдромом дефицита внимания такое может показаться скукой.
В плейлист: «The Candlelight Vigil», «Through Falling Snow», «Prisoners».
Написать комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Спасибо! Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо!
Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо!
Вы успешно подписались на комментарии!
Редактировать комментарий
Ответить на комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо! Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо! Вы успешно подписались на комментарии!