Дэймон Албарн: музыкальный хамелеон

36
Опубликовано 23 марта 2013 г.

Человек, который стал голосом нескольких поколений, объединил британскую, американскую, африканскую и китайскую культуры. Музыкант, способен перевоплощаться в каждой новой песне, неустанно искать вдохновение буквально в каждом звуке и творить во имя мира во всем мире.

Это вечно юный Дэймон Албарн, которому сегодня исполняется 45 лет. О творческих перевоплощениях и самых интересных его проектах — в трибьюте на Open.ua.


Blur

«Я очень сексуален по утрам». (Из раннего интервью Blur)

Создатели бритпопа, проповедники инди и медчестера, мастера лоу-фай и экспериментов с электро, легенды и просто британцы. Все это — Blur. Все это — правда.

Это целая эпоха, запечатленная в семи альбомах и на лицах фанатов на протяжении почти 25 лет. Это музыка-прогресс, которая в 90-х дала сильный толчок в развитии рока и всей британской культуры. Blur не были просто популярной группой, они были голосом и стилем поколения, создавая песни о социальных, личных и даже выдуманных проблемах.

Панковитая «Parklife», победитель битвы бритпопа «Country House», диско «Girls & Boys», инди «Song 2», арт-роковая «Coffee & TV»… Конечно, все термины — лишь условность, ведь талант невозможно определить жанром. Но все это разнообразие говорит о том, что Blur экспериментировали больше, чем кто-либо в 90-х, и не только со стилями, но и со смысловой нагрузкой. С годами их творчество развивалось, достигнув высочайшей планки, о чем говорит весь альбом «Think Tank».

Blur стали отправной точкой таланта Дэймона Албарна и его первым перевоплощением.

Gorillaz

«Мы всегда волновались, что не выполняем наши обещания — оставаться полностью анонимными. Но подавляющее большинство людей понятия не имеют, кто стоит за Gorillaz, таким образом, мы добились своего».

Редкий случай в истории музыки, когда фронтмен одной легендарной группы создает еще один, не менее популярный, но совершенно иной коллектив.

Дэймон Албарн умудрился стать голосом двух эпох: поколения девяностых, которое терялось между рейвами, интеллектуальностью и новыми социальными проблемами, и поколения начала 2000-х, которому все надоело, и оно требовало чего-то совершенного нового. Тут-то Албарн и создал Gorillaz, самую успешную виртуальную группу в истории музыки.

Дэймон и Джейми Хьюлетт вышли за те художественные рамки, которые другие группы даже не представляли. Это вымышленная вселенная, в которой живут несколько постоянных жителей и время от времени наведываются удивительные гости Danger Mouse, Лу Рид, Денис Хоппер, Снуп Догг, Айк Тернер и многие другие.

Mali Music

«Моя идея заключалась в том, чтобы создать диалог между этой музыкой и другой музыкой, которую я люблю. Я устал от самоуверенности Запада. Я хочу, чтобы все почувствовали глубину малийской культуры».

Музыка столицы неизвестности, одной из самых бедных стран мира, которую Дэймон Албарн превратил в бесконечно необычный и глубокий проект. Говорят, этническая музыка — это душа народа. Несмотря на бедность, которую нам трудно даже осознать, душа малийского народа — это целая гамма чувств.

Албарн путешествовал по Мали, джемил с африканскими музыкантами просто на улицах или в барах, подыгрывая им на гармонике. Нет, там он не был музыкальной легендой, малийцы едва ли знают что-то о подобной культуре вообще. В результате, Дэймон вернулся с 40-часовой этно-записью, которая перевоплотилась в 57-минутный альбом «Mali Music».

Албарн слушал запись ежедневно, выбирая лучшее и добавляя инструментальные, вокальные и электронные элементы. Большая часть вокальных партий записана малайским музыкантом Афелем Бокумом.

«Mali Music» — это альбом-благотворительность и одновременно альбом-откровение, ведь Албарн все сделал за свои деньги во имя такой сильной и нужной мечты — изменить отношение к неизвестной африканской культуре.

И да, не слушайте песни и не ищите в них Албарна. Слушайте альбом целиком, это удивительный опыт.

Democrazy

«Это безумная идея, я знаю. Но я почувствовал, что настало время создавать такие альбомы, чтобы реконструировать все, что создала музыкальная индустрия. Я ничего не готовил заранее, просто записал все, что приходило в голову».

Название сольного альбома Албарна полностью отображает его суть — это пик сумасшествия в демозаписях. Во время девятимесячного тура Blur в поддержку «Think Tank» Деймон постоянно что-то наигрывал-напевал в номерах отелей, впоследствии воплотив все на виниле. «Democrazy» — это смесь стиля Blur, Gorillaz и воспоминаний о Мали. «I Need a Gun» позже даже вошла в альбом Gorillaz, а «A Rappy Song» постоянно принимают за их неизданную песню.

Звучание композиций «Democrazy» — это даже не лоу-фай, а банальное отсутствие студийной обработки. Фаны неоднозначно приняли пластинку, но дерзости и вечной юности самого Албарна у нее не отнять.

Monkey: Journey To The West

«Я встречал многих музыкантов и пытался уловить каждый звук, который меня интересовал, будь то шум машины или лифта. Было много дней, когда я просыпался в полпятого утра, чтобы записать звук лифта. Когда все это соединяешь, каким-то чудом получается мелодия».

Театральный режиссер Чен Ши-Ценг решил поставить оперу, основанную на древней китайской истории «Journey to the West», и ему посоветовали обратиться к Дэймону Албарну как композитору.

Как оказалось, Албарн и Хьюитт в детстве любили мультфильм «Monkey», основанный на древней китайской истории «Journey to the West».

Албарн всегда был открыт к культурам других народов. Он несколько раз ездил в Китай, общался с музыкантами и даже пытался выучить язык. Альбом «Monkey: Journey To The West» — это адаптированная для европейцев музыка Китая с примесью меланхолии.

The Good the Bad and the Queen

«Одна из самых удивительных и магических записей, к которым был причастен Дэймон Албарн». (Observer Music Monthly)

В одном проекте — Албарн, Пол Симонон из The Clash, Саймон Тонг из The Verve, мастер афробита Тони Аллен, продюсер Danger Mouse. «The Good the Bad and the Queen» объединил в себе традиционное понятие группы от Blur, стремление к коллаборации от Gorillaz и африканские мотивы от «Mali Music».

На проект не делали больших ставок, но он внезапно стал популярным. Очень цельный, завершенный и необычный альбом. А голос Албарна, как никогда, занимает центральное место.

Kinshasa One Two

«Они могли создать новый звук буквально из всего. Парень-ансамбль играл на мусоре, как на перкуссии. Одним из его инструментов был просто мятый полиэтиленовый пакет». (Албарн об африканских музыкантах)

11 продюсеров и 50 африканских музыкантов работали над альбомом «Kinshasa One Two», записанном в честь деятельности благотворительной организации Оксфэм в республике Конго. Главное в записи — Африка и только она, вокал именинника звучит только в песне «Hallo». Обязательно послушайте акапельную прелюдию «Lovе».

Rocket Juice And The Moon

«Деймон — англичанин во всем, я из Голливуда, Тони из Нигерии... но наши сердца едины». (Фли)

Еще в 2008 году Албарн объявил о совместном проекте с Фли и Тони Алленом, но только в 2012 им удалось выпустить альбом. Судя по составу, их можно назвать супергруппой, хотя сам Албарн отрекается от такого ярлыка.

По своему принципу группа похожа на Gorillaz — только три основных участника и много приглашенных, среди которых неповторимая Эрика Баду. Музыка Rocket Juice And The Moon — это ностальгия по классическому фанку с примесью афробита, психоделики и электро-джаза с потрясающим мелодическим чувством и харизмой Албарна, мягко ведущей проект в нужное русло. Плавное течение песен напоминает окончание потрясающей вечеринки, когда шлейф ночного куража рассеивается вместе с рассветным туманом.

Dr. Dee

«Мне кажется, это самое важное, что я сделал в жизни. Я пошел значительно дальше, чем в «Monkey», и за этим трудом стоит целая жизнь. Я в восторге от процесса работы над оперой».

«Dr. Dee» — это опера театрального режиссера Руфуса Норриса на музыку Дэймона Албарна о жизни Джона Ди, одного из умнейших людей XVI века, математика и алхимика, который верил как в науку, так и в магию.

Действие «Доктора Ди» состоит из трех уровней. Нижний — ад, откуда доносится музыка филармонического оркестра BBC. Средний — земля, где актер Берти Карвел воплощает великого Джона Ди. Верхний — рай, где, собственно, и находится Дэймон Албарн с бэк-вокалистками и музыкантами, играющими на инструментах эпохи Ренессанса.

Он сам исполняет все 10 песен, которые и рассказывают историю героя оперы. Албарн говорит, что отдал бы их исполнять кому-то другому, не будь они столь личными. Это не просто альбом или опера, это тонкое, духовное, магическое перевоплощение Дэймона Албарна.

Закончить историю перевоплощений я хочу гениальной меланхоличной работой Дэймона Албарна и Massive Attack. Ведь у настоящего британца даже в День рождения должно быть немного грусти.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 36 комментариев
  • Владимир Павлишин   24 марта 2013 г. 19:33
    один из тех случаев, когда уважаешь человека, даже особо не слушая его музыку..
  • Р 24 марта 2013 г. 12:47
    Вот редкий случай - во всех ипостасях охуенен.
  • михайлюк 24 марта 2013 г. 1:20
    ага, і окреме спасибі Деймону за реінкарнацію Боббі Уомека
  • Andriy Gajdut   24 марта 2013 г. 1:30
    100%!
  • Maxim Komlev   24 марта 2013 г. 12:37
    в точку.
  • михайлюк 24 марта 2013 г. 1:04
    прекрасний гурт, але по-моєму вони завжди залишались другими пілся Oasis)
  • Sergey Cane   24 марта 2013 г. 1:52
    В любом случае, сегодняшнее совместное выступление Дэймона и Ноэля окончательно закрыло главу соперничества.
  • Muse Head   24 марта 2013 г. 1:19
    а, по-моему, наоборот:)
  • Muse Head   23 марта 2013 г. 23:44
    не являюсь поклонником Блер. возможно просто потому что практически никогда их не слушал.
    но в то же время я безумно люблю Гориллаз, а Деймона безмерно уважаю как артиста.
    долгих лет и нового альбомчика от мультяшек хочется:)
  • Andriy Gajdut   24 марта 2013 г. 1:36
    посмотри Blur live in Hyde Park 2009. для меня эталон живого выступления.
  • Detektiv Magnum   23 марта 2013 г. 22:32
    Создатели бритпопа, проповедники инди и медчестера, мастера лоу-фай и экспериментов с электро, легенды...воу, воу палехчи. вы там совсем от обожания к Блёр обезумели?

    Уважаю его за то, что он обращает внимание на африканскую музыку. Посмотрите, это же клад настоящий: http://www.youtube.com/watch?v=Ff9i9Knlsns.
  • Sergey Cane   24 марта 2013 г. 1:51
    Мы обезумели от обожания крутой музыки в целом. А Дэймон, безусловно, крут. ;)
  • Евлампия 23 марта 2013 г. 23:03
    Про Африку все верно. Совершенно неисследованный пласт хорошей музыки. Например заходим на http://rateyourmusic.com/customchart и в "Limit to artists who were born in (or are currently located in) the following countries" вводим "Africa".
  • Detektiv Magnum   23 марта 2013 г. 23:20
    лолд
  • Andrey Sherstyuk   23 марта 2013 г. 22:06
    Проповедники Медчестера? Это как-то совсем не туда. Медчестер был очень коротким отрезкрм в истории брит-музыки и Блар туда вообще уж никак не попадали
  • Sergey Cane   24 марта 2013 г. 1:50
    "Блар", серьезно?

    Почитайте больше о Мэдчестере. Ранние Blur по касательной затрагивают это веяние.
  • Юлия Приймак   23 марта 2013 г. 21:40
    Он гений: продуцировать столько идей, не похожих одна на одну и находить себя в каждой. Жаль, что не упомянули "Caramel" в экспериментальном ряду Blur: каждый раз, когда слышу ее, не могу поверить, что ее авторы исполняют "Song 2"

    Очень интересная статья, спасибо!
  • Muse Head   23 марта 2013 г. 23:39
    не дай Бог тебя фаны ямкс прочитают)))
    не могу сказать о гениальности как о факте, но то что этот Человек талантлив и продуктивен... тут ничего возразить нельзя.
  • Алексей 23 марта 2013 г. 19:42
    Даёшь Blur в Украине.
  • Деймон 23 марта 2013 г. 19:01
    Дуже крута стаття. Інтрестін. Дякс.
  • Maxim Komlev   23 марта 2013 г. 19:00
    Не люблю особо ни Blur, ни Gorillaz, про некоторые проекты сейчас впервые узнал, за что огромное спасибо, но очень, очень уважаю Деймона. И "Country House" трудно называть победителем битвы, разве только сингловой.
  • Nastya Marushevska   24 марта 2013 г. 17:57
    Як то кажуть, Blur виграли битву, але програли війну)
  • Andriy Gajdut   23 марта 2013 г. 18:54
    для меня один из трех главных людей в истории музыки (+ Меркьюри + Кобейн).

    с Днем рождения и очень надеюсь на встречу с Blur в этом году!
  • Vova Soldatenkov   24 марта 2013 г. 13:28
    Фредди и Курт самые лучшие для меня, всегда это говорил :)
  • Валентин Сивачук   23 марта 2013 г. 20:56
    в історії музики без 60-х і 70-х ?
  • Владимир Павлишин   24 марта 2013 г. 19:31
    тут малося на увазі "в історії новітньої музики"
  • Andriy Gajdut   24 марта 2013 г. 1:38
    в истории музыки как таковой. это мое личное мнение и спорить по этому поводу ни с кем не собираюсь)
  • Muse Head   23 марта 2013 г. 23:36
    какая разница?
  • Валентин Сивачук   24 марта 2013 г. 2:16
    какая разница? Ах, ну так... наприклад Леннон, Артур Лі, Баррет, Воттерс, Пейдж й ще десятки імен не зробили ніякої різниці в музиці....
  • Sergey Cane   24 марта 2013 г. 12:17
    Любить Баха, значит, не модно?)
  • михайлюк 24 марта 2013 г. 9:19
    а до 60-70х музики не ісувало? згадайте ще link wray'а, Мадді Вотерса і т.д

    в історії музики були сотні впливових персонажів, щоб загадати їх всіх роки потрібні. кожен виділяє щось для себе, навіщо зводити срач на пустому місці
  • Валентин Сивачук   24 марта 2013 г. 16:10
    Та який срач? Лише уточнив з 60-70ми чи без.
  • Muse Head   24 марта 2013 г. 14:33
    у Валика свои герои, свое мнение и, судя по всему, непреодолимое желание показать свои познания в области олд-скула.

    но лично мне, допустим, ближе выбор Гайдута, нежели Валентина.
  • Andriy Gajdut   24 марта 2013 г. 3:29
    для меня концерт Blur в Hyde Park в 2009 году значит больше чем все эти имена вместе взятые. улавливаешь ударение на "для меня"?

    битлс, роллинги, пинк флойд etc. я их очень люблю, уважаю и часто слушаю. но они не на первом месте в моих плейлистах.
  • Валентин Сивачук   24 марта 2013 г. 16:19
    Всі налетіли на мене, ніби я докоряю вам в суб'єктивності. Уловлюю звичайно))
    А концерт справді дивовижний!
  • Muse Head   24 марта 2013 г. 16:42
    та неее:) это не налетели:)

Лучшие комментарии
23.03.13 19:42
14
Алексей
Даёшь Blur в Украине.
один из тех случаев, когда уважаешь человека, даже особо не слушая его музыку..
23.03.13 18:54
8
для меня один из трех главных людей в истории музыки (+ Меркьюри + Кобейн). с Днем рождения и очень надеюсь на встречу с Blur в этом году!
24.03.13 12:47
7
Р
Вот редкий случай - во всех ипостасях охуенен.
23.03.13 23:44
7
не являюсь поклонником Блер. возможно просто потому что практически никогда их не слушал. но в то же время я безумно люблю Гориллаз, а Деймона безмерно уважаю как артиста. долгих лет и нового альбомчика от мультяшек хочется:)