Человек, который стал голосом нескольких поколений, объединил британскую, американскую, африканскую и китайскую культуры. Музыкант, способен перевоплощаться в каждой новой песне, неустанно искать вдохновение буквально в каждом звуке и творить во имя мира во всем мире.
Это вечно юный Дэймон Албарн, которому сегодня исполняется 45 лет. О творческих перевоплощениях и самых интересных его проектах — в трибьюте на Open.ua.
Blur
«Я очень сексуален по утрам». (Из раннего интервью Blur)
Создатели бритпопа, проповедники инди и медчестера, мастера лоу-фай и экспериментов с электро, легенды и просто британцы. Все это — Blur. Все это — правда.
Это целая эпоха, запечатленная в семи альбомах и на лицах фанатов на протяжении почти 25 лет. Это музыка-прогресс, которая в 90-х дала сильный толчок в развитии рока и всей британской культуры. Blur не были просто популярной группой, они были голосом и стилем поколения, создавая песни о социальных, личных и даже выдуманных проблемах.
Панковитая «Parklife», победитель битвы бритпопа «Country House», диско «Girls & Boys», инди «Song 2», арт-роковая «Coffee & TV»… Конечно, все термины — лишь условность, ведь талант невозможно определить жанром. Но все это разнообразие говорит о том, что Blur экспериментировали больше, чем кто-либо в 90-х, и не только со стилями, но и со смысловой нагрузкой. С годами их творчество развивалось, достигнув высочайшей планки, о чем говорит весь альбом «Think Tank».
Blur стали отправной точкой таланта Дэймона Албарна и его первым перевоплощением.
Gorillaz
«Мы всегда волновались, что не выполняем наши обещания — оставаться полностью анонимными. Но подавляющее большинство людей понятия не имеют, кто стоит за Gorillaz, таким образом, мы добились своего».
Редкий случай в истории музыки, когда фронтмен одной легендарной группы создает еще один, не менее популярный, но совершенно иной коллектив.
Дэймон Албарн умудрился стать голосом двух эпох: поколения девяностых, которое терялось между рейвами, интеллектуальностью и новыми социальными проблемами, и поколения начала 2000-х, которому все надоело, и оно требовало чего-то совершенного нового. Тут-то Албарн и создал Gorillaz, самую успешную виртуальную группу в истории музыки.
Дэймон и Джейми Хьюлетт вышли за те художественные рамки, которые другие группы даже не представляли. Это вымышленная вселенная, в которой живут несколько постоянных жителей и время от времени наведываются удивительные гости Danger Mouse, Лу Рид, Денис Хоппер, Снуп Догг, Айк Тернер и многие другие.
Mali Music
«Моя идея заключалась в том, чтобы создать диалог между этой музыкой и другой музыкой, которую я люблю. Я устал от самоуверенности Запада. Я хочу, чтобы все почувствовали глубину малийской культуры».
Музыка столицы неизвестности, одной из самых бедных стран мира, которую Дэймон Албарн превратил в бесконечно необычный и глубокий проект. Говорят, этническая музыка — это душа народа. Несмотря на бедность, которую нам трудно даже осознать, душа малийского народа — это целая гамма чувств.
Албарн путешествовал по Мали, джемил с африканскими музыкантами просто на улицах или в барах, подыгрывая им на гармонике. Нет, там он не был музыкальной легендой, малийцы едва ли знают что-то о подобной культуре вообще. В результате, Дэймон вернулся с 40-часовой этно-записью, которая перевоплотилась в 57-минутный альбом «Mali Music».
Албарн слушал запись ежедневно, выбирая лучшее и добавляя инструментальные, вокальные и электронные элементы. Большая часть вокальных партий записана малайским музыкантом Афелем Бокумом.
«Mali Music» — это альбом-благотворительность и одновременно альбом-откровение, ведь Албарн все сделал за свои деньги во имя такой сильной и нужной мечты — изменить отношение к неизвестной африканской культуре.
И да, не слушайте песни и не ищите в них Албарна. Слушайте альбом целиком, это удивительный опыт.
Democrazy
«Это безумная идея, я знаю. Но я почувствовал, что настало время создавать такие альбомы, чтобы реконструировать все, что создала музыкальная индустрия. Я ничего не готовил заранее, просто записал все, что приходило в голову».
Название сольного альбома Албарна полностью отображает его суть — это пик сумасшествия в демозаписях. Во время девятимесячного тура Blur в поддержку «Think Tank» Деймон постоянно что-то наигрывал-напевал в номерах отелей, впоследствии воплотив все на виниле. «Democrazy» — это смесь стиля Blur, Gorillaz и воспоминаний о Мали. «I Need a Gun» позже даже вошла в альбом Gorillaz, а «A Rappy Song» постоянно принимают за их неизданную песню.
Звучание композиций «Democrazy» — это даже не лоу-фай, а банальное отсутствие студийной обработки. Фаны неоднозначно приняли пластинку, но дерзости и вечной юности самого Албарна у нее не отнять.
Monkey: Journey To The West
«Я встречал многих музыкантов и пытался уловить каждый звук, который меня интересовал, будь то шум машины или лифта. Было много дней, когда я просыпался в полпятого утра, чтобы записать звук лифта. Когда все это соединяешь, каким-то чудом получается мелодия».
Театральный режиссер Чен Ши-Ценг решил поставить оперу, основанную на древней китайской истории «Journey to the West», и ему посоветовали обратиться к Дэймону Албарну как композитору.
Как оказалось, Албарн и Хьюитт в детстве любили мультфильм «Monkey», основанный на древней китайской истории «Journey to the West».
Албарн всегда был открыт к культурам других народов. Он несколько раз ездил в Китай, общался с музыкантами и даже пытался выучить язык. Альбом «Monkey: Journey To The West» — это адаптированная для европейцев музыка Китая с примесью меланхолии.
The Good the Bad and the Queen
«Одна из самых удивительных и магических записей, к которым был причастен Дэймон Албарн». (Observer Music Monthly)
В одном проекте — Албарн, Пол Симонон из The Clash, Саймон Тонг из The Verve, мастер афробита Тони Аллен, продюсер Danger Mouse. «The Good the Bad and the Queen» объединил в себе традиционное понятие группы от Blur, стремление к коллаборации от Gorillaz и африканские мотивы от «Mali Music».
На проект не делали больших ставок, но он внезапно стал популярным. Очень цельный, завершенный и необычный альбом. А голос Албарна, как никогда, занимает центральное место.
Kinshasa One Two
«Они могли создать новый звук буквально из всего. Парень-ансамбль играл на мусоре, как на перкуссии. Одним из его инструментов был просто мятый полиэтиленовый пакет». (Албарн об африканских музыкантах)
11 продюсеров и 50 африканских музыкантов работали над альбомом «Kinshasa One Two», записанном в честь деятельности благотворительной организации Оксфэм в республике Конго. Главное в записи — Африка и только она, вокал именинника звучит только в песне «Hallo». Обязательно послушайте акапельную прелюдию «Lovе».
Rocket Juice And The Moon
«Деймон — англичанин во всем, я из Голливуда, Тони из Нигерии... но наши сердца едины». (Фли)
Еще в 2008 году Албарн объявил о совместном проекте с Фли и Тони Алленом, но только в 2012 им удалось выпустить альбом. Судя по составу, их можно назвать супергруппой, хотя сам Албарн отрекается от такого ярлыка.
По своему принципу группа похожа на Gorillaz — только три основных участника и много приглашенных, среди которых неповторимая Эрика Баду. Музыка Rocket Juice And The Moon — это ностальгия по классическому фанку с примесью афробита, психоделики и электро-джаза с потрясающим мелодическим чувством и харизмой Албарна, мягко ведущей проект в нужное русло. Плавное течение песен напоминает окончание потрясающей вечеринки, когда шлейф ночного куража рассеивается вместе с рассветным туманом.
Dr. Dee
«Мне кажется, это самое важное, что я сделал в жизни. Я пошел значительно дальше, чем в «Monkey», и за этим трудом стоит целая жизнь. Я в восторге от процесса работы над оперой».
«Dr. Dee» — это опера театрального режиссера Руфуса Норриса на музыку Дэймона Албарна о жизни Джона Ди, одного из умнейших людей XVI века, математика и алхимика, который верил как в науку, так и в магию.
Действие «Доктора Ди» состоит из трех уровней. Нижний — ад, откуда доносится музыка филармонического оркестра BBC. Средний — земля, где актер Берти Карвел воплощает великого Джона Ди. Верхний — рай, где, собственно, и находится Дэймон Албарн с бэк-вокалистками и музыкантами, играющими на инструментах эпохи Ренессанса.
Он сам исполняет все 10 песен, которые и рассказывают историю героя оперы. Албарн говорит, что отдал бы их исполнять кому-то другому, не будь они столь личными. Это не просто альбом или опера, это тонкое, духовное, магическое перевоплощение Дэймона Албарна.
Закончить историю перевоплощений я хочу гениальной меланхоличной работой Дэймона Албарна и Massive Attack. Ведь у настоящего британца даже в День рождения должно быть немного грусти.
но в то же время я безумно люблю Гориллаз, а Деймона безмерно уважаю как артиста.
долгих лет и нового альбомчика от мультяшек хочется:)
Уважаю его за то, что он обращает внимание на африканскую музыку. Посмотрите, это же клад настоящий: http://www.youtube.com/watch?v=Ff9i9Knlsns.
Почитайте больше о Мэдчестере. Ранние Blur по касательной затрагивают это веяние.
Очень интересная статья, спасибо!
не могу сказать о гениальности как о факте, но то что этот Человек талантлив и продуктивен... тут ничего возразить нельзя.
с Днем рождения и очень надеюсь на встречу с Blur в этом году!
в історії музики були сотні впливових персонажів, щоб загадати їх всіх роки потрібні. кожен виділяє щось для себе, навіщо зводити срач на пустому місці
но лично мне, допустим, ближе выбор Гайдута, нежели Валентина.
битлс, роллинги, пинк флойд etc. я их очень люблю, уважаю и часто слушаю. но они не на первом месте в моих плейлистах.
А концерт справді дивовижний!