Беседа с Билли Ланном (The Subways): человек и музыкант

1
Опубликовано 6 ноября 2013 г.

10 ноября в Киеве выступят The Subways — одни из самых зажигательных рок-н-ролльщиков современности. Все об их новом альбоме, отношении к фанатам, личных предпочтениях фронтмена и его первом музыкальном опыте — в нашем интервью к событию.

На протяжении всей беседы мы почему-то смеялись — от Билли исходит такая волна позитива, что даже через веб-камеру ощущения легкости и уюта захватывают с первых слов. Помимо разговоров о концертах, песнях и гитарах, мы затронули темы прав секс-меньшинств, любимых вещей и самых сокровенных эмоций. А под конец Билли даже спел мне. По-украински.


Билли, привет из Украины. Я знаю, что сегодня у тебя день, перенасыщенный интервью. На всякий случай: есть вопросы, от которых ты уже устал?

Эй, не глупи! Спрашивай все, что хочешь. Я готов.

Хорошо, тогда начнем с главного: ваш новый альбом. Шарлотта тут недавно писала в Твиттере, что он выйдет в апреле...

Да-да, пока что все идет по плану, мы над ним усиленно работаем. Уже точно есть шесть полностью готовых треков, и лично мне они очень нравятся. Мы же сами продюсируем альбом, и сами определяем для себя, как это все будет звучать. Хочется верить, что он понравится нашим слушателям.

Судя по твоим фотографиям в соц. сетях, ты в последнее время активно записываешь гитары. Я видела твой любимый Gibson SG, Stratocaster... Расскажи еще, какого гитарного звука ждать от свежего материала?

В новом альбоме я стремлюсь к самому сумасшедшему гитарному звуку, на какой только способен. За последние годы я переиграл на большом количестве разных гитар — как новых, так и реально очень старых. Вот, например, мой любимый Gibson ES-125 — он 1959 года, а это значит, что он на год младше моей мамы, представляешь? Но звучит он просто потрясающе — такой насыщенный, богатый звук, которого новые гитары почему-то не воспроизводят. Ну, и Gibson SG Junior, о котором ты говоришь, — у него такой звук, как был в семидесятые, — вот из него я извлекаю весь панк.

А из эффектов больше всего люблю одну педальку — забыл, как она называется, но звучит роскошно. Одновременно и низко, и очень высоко — типа как труба.

Насколько я понимаю, ты полностью за живые инструменты, верно?

Ну, электрогитары — они же в каком-то смысле тоже электронные, так что не могу сказать, что я совсем против электроники. Но в целом я за живой звук инструментов, это да. Когда играешь на них собственными руками  — отдаешь им немножко себя. Не то чтобы я не любил электронную музыку — просто я намного больше ценю ту музыку, которая сыграна живым человеком. В ней есть что-то чувственное, что-то инстинктивно-животное, невообразимо настоящее, эмоциональное.

На твой взгляд, что первично в хорошей, качественной музыке — эмоция или техника?

Однозначно — смесь первого и второго. Эмоции — это всегда важно, но рано или поздно ты доходишь до той стадии, когда на одной чувственности далеко не уедешь, и приходится совершенствовать технику. В то же время в музыке обязательно должно присутствовать что-то, чего музыкант не добивался усердием и учением. Что-то сиюминутное, порывистое, неидеальное — та самая эмоция.

Есть же разница между выстраданной честной игрой, пусть и неидеальной, и игрой чисто технически правильной. Так что я считаю, основная цель — приобрести одно, не потеряв другое. И грамотно соединить оба элемента.

Иногда ты гастролируешь с акустической программой. Вынес какой-то новый опыт из этих выступлений? Чему-то новому научился?

Осознал, как сильно я люблю Шарлотту и Джоша! Мне реально не хватало их поддержки, причем в первую очередь — музыкальной. Ведь когда есть только ты и твоя гитара, любая лажа сразу же слышна. Я себя так неловко чувствовал иногда, ведь уже привык к сотням децибелов ударных и баса за спиной, а тут — нет, Билли, все сам, все сам. И что тут сделаешь? Улыбаешься и играешь дальше.

С другой стороны, во время этих акустических концертов я как будто заново понял свои песни. Мы же привыкли играть их громко, мощно, по рок-н-ролльному — и в общем-то забыли, как и зачем мы их изначально писали. А когда я остался с ними один на один, я вдруг начал осознавать, что же каждая из них реально для меня значит... Я, конечно, не плакал на концертах, но иногда хотелось. Думал: горжусь собой восемнадцатилетним, который писал такие трогательные песни.

А ты как пишешь песни — сперва сочиняешь мелодию, а потом добавляешь к ней текст, или наоборот — сначала рождается текст, а потом ты его уже кладешь на музыку?

Чаще сперва идет мелодия. Как правило, когда я сочиняю композиционную часть, у меня уже есть приблизительное понимание того, о чем будет песня, но финальный текст я сочиняю только тогда, когда мелодия полностью готова. Есть же еще такая часть работы — называется «а ну-ка втисни все нужные тебе слова в одну музыкальную фразу». Это, как правило, отнимает больше всего времени и усилий.

Это же только кажется, что писать тексты — такое простое занятие. Расскажи это вокалисту, которому по ночам не дает спать лишний слог в припеве. Так что в основном все начинается с мелодии, но иногда бывает, что я что-то увижу и думаю: «черт, я должен сейчас же написать об этом песню!». А там, глядишь, уже и текст готов.

А как ты относишься к музыкальным экспериментам? Вот Джош, например, играет без хай-хета, а иногда и вообще без малых барабанов — и, судя по всему, отлично себя чувствует. А ты стараешься выйти за рамки привычного?

Поскольку нас только трое, мы просто не можем себе позволить распыляться на эксперименты ради самих экспериментов. Поэтому на общий суд выносятся только реально стоящие идеи. Для меня самое главное при создании материала — понять самого себя. Проникнуть в те эмоции, которые я хочу передать прямо сейчас.

А быть изобретательным чисто музыкально — это больше по части Шарлотты и Джоша. Джош всегда — буквально всегда — пытается сделать что-нибудь эдакое, я просто хватаюсь за голову и не знаю, что мне со всем этим делать. И Шарлотта — она настолько изобретательна в своих мелодиях, в ритмах, в совместной работе с Джошем, что я оставляю всю эту экспериментальную работу полностью на их совести.

А сам стремлюсь написать новую честную песню о том, что я чувствую. И это отнимает так много сил, что под конец дня я просто включаюсь в какой-нибудь панк-рок — и все, я счастлив. Ну, знаешь, что-то такое простое-простое — панк-рок, или инди, или какая-то элементарная попса.

Как считаешь, в каком возрасте и на какой стадии человек понимает, что он рожден быть музыкантом?

Ну, со мной это случилось, когда мне было десять лет. Мой отец повел меня на концерт AC/DC на стадион «Уэмбли» — и все. Это был тот самый момент. И потом в школе на уроках я просто сидел и фантазировал, как выйду на сцену с гитарой и буду играть для своих собственных поклонников.

Все время что-то сочинял — какие-то песенки, мелодии. Помню, однажды я пришел к своему отцу после того концерта, взял гитару и говорю: «Папа, я написал песню!» Сыграл я ему, а он говорит: «Нет, Билли, пока что ты не написал песню». Это было такое разочарование. Но я начал стараться — пробовал еще и еще... С тех пор так и стараюсь.

Волнующий момент: совсем скоро мы увидим вас в Украине. Я помню, во Львове этим летом ты отлично говорил по-украински, даже текст знаменитой «Rock & Roll Queen» немного изменил. Помнишь что-нибудь?

Конечно! Ой, ты же сейчас спросишь, что именно... Нет, в таком случае нет. Впрочем, у меня тут есть шпаргалка в телефоне, я тебе сейчас спою. «Ty sonechko moye, ty yedyna moya». Как-то так, да? Ну, конечно, я перед концертом еще потренируюсь.

Мы вообще стараемся хоть несколько слов выучить к каждому концерту в другой стране. Потому что таким образом становишься ближе к своей аудитории, а это приятно и нам, и поклонникам. Ведь люди же покупают билеты, приходят, и постараться обратиться к ним на их родном языке — это элементарное уважение. Так что я уже готовлюсь расширить свой украинский словарный запас.

Купить билеты на концерт The Subways в Киеве

Это, кстати, очень полезно — таким образом мы приобретаем новый опыт, изучаем новые культуры. Когда ты в туре, скучно просто сидеть и ждать, когда тебя позовут на сцену — веселее разузнать что-то новое и интересное о том месте, где ты оказался.

И что ты делаешь прежде всего, когда попадаешь в новый город?

Первым делом нужно просто погулять по городу — так сказать, впитать в себя атмосферу. И даже если мы были когда-то в другом городе этой же страны, мы все равно пойдем изучать новый с чистого листа. Ведь не бывает такого города, который олицетворял бы всю страну. Ты знаешь, что в каждом городе люди даже разговаривают совершенно по-разному? Так что мой любимый релакс в туре — это прийти в какой-нибудь бар или кафе, заказать местного пива и еды, и просто понаблюдать за людьми.

А с фанатами общаешься, если они вдруг тебя находят во время одной из таких вылазок?

Естественно! Куда же мне деваться? И потом, я вообще люблю общаться с поклонниками — в Фейсбуке, в Твиттере. Особенно люблю Твиттер — там общение такое сугубо личное, практически интимное. И так приятно, что тебе пишут, тебя читают, тобой интересуются. Потрясающе! Кстати, в социальных сетях я тоже общаюсь с людьми из самых разных стран. Пытаюсь отвечать им на их родном языке — бывает, неловко получается. Писать на чужом языке, знаешь ли, намного труднее, чем говорить или даже петь. Зато как невероятно круто осознавать, что нашу музыку слушают в самых разных уголках мира!

Билли, я не люблю отходить от музыкальной темы, но тут просто не могу устоять. Ты едешь в тур по городам России и Украины, а сам знаешь, социально-политическая обстановка здесь сейчас во многом оставляет желать лучшего. Ты у нас защитник прав ЛГБТ, верно? Ты очень категорично высказывался против гомофобии недавно. Планируешь поддержать ЛГБТ наших стран, когда будешь здесь?

Однозначно — да. Это одна из моих целей. Меня же самого изрядно травили в школе, потому что думали, что я гей. Знаешь, меня однажды пытались избить мальчишки намного младше меня — вроде стыдно, да? Но этого бы никогда не случилось, если бы они не считали меня геем.

Что характерно, я-то не гей. Не скажу, что не бисексуален — меня очень даже привлекают мужчины. Мы с женой иногда любим обсуждать, кому из нас какие парни нравятся — она мне одного покажет, я ей другого, смеемся. Так что я понимаю, что это такое. И я понимаю, как сложно может быть жить с этим в социуме, особенно в детстве или юности.

Я просто закипаю, когда вижу несправедливость, насилие, травлю по отношению к геям и лесбиянкам — будь то со стороны отдельных людей, организаций или тем более государства. И я считаю себя обязанным в меру своих сил этому противостоять. Так что я действительно постараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы поддержать ЛГБТ-сообщество в любой стране, в какую меня только забросит судьба.

По-моему, я только что в тебя влюбилась. Напоследок у меня к тебе мини-анкета: мы-то тут уже многое знаем про The Subways, а тебя стали узнавать только сейчас. Готов ответить на пять коротких вопросов о личном?

Весь внимание. Буду максимально честен с тобой.

Окей, поехали. Твое любимое слово?

Сам не знаю почему, но я буквально недавно об этом думал. «Grid». Ну, знаешь — сетка, решетка. С детства люблю это слово. Мне просто нравится его произносить.

Любимый вкус?

Ваниль — тут даже думать не надо. Легкий вопрос, давай дальше.

О чем думаешь в первую очередь, когда просыпаешься?

«Билли, сейчас же постарайся улыбнуться».

Три вещи, без которых не представляешь себе повседневной жизни?

Мой iPhone — в первую очередь. Акустическая мини-гитара — ее я беру с собой, куда бы я ни отправился, пишу песни в дороге. Ну, и какая-нибудь хорошая книга.

Ты меня только что сбил с порядка вопросов: не могу не спросить, какая твоя любимая книга. Это будет шестым пунктом, ладно?

Ладно. Но вопрос не из легких — одну выбрать точно не смогу. Я тебе назову сразу три, хорошо? Первая — «Крошка Доррит» Диккенса, потом «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» Томаса Харди. Ну, и «Да здравствует фикус!» Джорджа Оруэлла.

И под конец пошалим немного: твое любимое матерное слово, пожалуйста.

О, нет! Не заставляй меня произносить такое! Оно очень плохое. Нет, правда — очень плохое. Ну, знаешь, слово на «С»... Нет? Ладно, я тихонько. «Cunt». Черт, я правда только что сказал это журналистке?

Влада Григорова
Концертные фото: Анастасия Драган, Дарья Синельникова

Благодарим за помощь в проведении интервью организаторов концерта — «Крылья»

The Subways

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 1 комментарий
  • Andrew Kovsher   11 ноября 2013 г. 15:24
    Цікаве інтерв'ю, чудовий концерт. З таким позитивним лідером інакше й бути не могло

Лучшие комментарии
11.11.13 15:24
1
Цікаве інтерв'ю, чудовий концерт. З таким позитивним лідером інакше й бути не могло