10 инноваций Ильи Лагутенко

22
Опубликовано 16 октября 2013 г.

Сегодня свой день рождения празднует Илья Лагутенко — бессменный лидер группы «Мумий Тролль», известный защитник уссурийских тигров и один из главных инноваторов в российской музыке.

В нашем материале к празднику мы собрали все самое важное и яркое, что Илья дал современной отечественной музыкальной культуре — то, за что мы его уважаем и любим, чему удивляемся и за что благодарны. С новым годом, крошка!


Когда развалился Союз и рок-группы советского андерграунда получили карт-бланш на все, за что раньше приходилось бороться до последней капли крови, в мире русского рока случился самый настоящий кризис. Революция совершилась, музыку слушать больше никто не запрещает, бороться вроде бы не с чем — что дальше?

Тогда-то и наступила новая эра. «Zемфира», «Би-2», «Ляпис Трубецкой», «Ночные Снайперы», «Сплин» — все это музыка, выстрелившая в девяностых. И в каком-то смысле катализатором всего этого действа можно смело называть «Мумий Тролль» и его главное действующее лицо — Илью Лагутенко.

Лагутенко — инноватор от русского рока, от русскоязычной музыки, вдохновитель идеи качественной, цепляющей музыки для широкой аудитории русскоговорящих слушателей. Чем он особенно отличился за первые сорок пять лет жизни — вспоминаем ниже.


1. Феномен нового жанра

Когда русский рок в своих новых именах слился с романтикой и с баррикад перешел на лирику, с перегруженных гитар на «квакушку» и со скандирования на подпевание, для него не нашлось четкого определения. Что это — припопсованный рок-н-ролл, русское инди, замаскированная под рок попса? Ответ пришел от Ильи: именно он ввел в обиход термин «рокапопс», так метко охарактеризовавший тогдашнюю музыку Земфиры, Чичериной, самого Лагутенко и пары десятков или сотен других, начинавших свой путь по всей стране.

Правда, термин придумал не Илья: в одном из интервью он признался, что название жанру дали японские меломаны во время гастролей «МТ» по Японии в 1999-м. Однако его заслуги это не умаляет, верно?


2. Спасибо за Земфиру

В 2000-м, сразу после выхода первого студийного альбома Земфиры, пресса наводнилась слухами о том, что Земфиру, о которой раньше никто и не слышал, миру открыл не кто иной, как Илья Лагутенко. И доля правды в этом есть: демо-записи Земфиры в 1998-м через десятые руки получил Леонид Бурлаков, продюсер «Мумий Тролля», но послушал их первым Илья — и убедил послушать самого Бурлакова.

Буквально через месяц Бурлаков подписал с Земфирой контракт, а Лагутенко выступил саунд-продюсером ее первого альбома, накрепко с ней подружился и впоследствии продвигал как мог.


3. Этот человек в истории

Вместе со своей группой Лагутенко попал ни много ни мало на страницы учебника истории — профессор Московского педагогического государственного университета Александр Данилов упоминает «Мумий Тролль» в своем пособии как коллектив, оказавший «наиболее сильное влияние на мировоззрение молодежи 90-х годов ХХ века». А самого Лагутенко — как родоначальника «совершенно иной» музыкальной молодежной культуры.


4. Алло, мы ищем таланты

Чтобы «обеспечить будущее российской музыки» и просто отыскать вокруг себя как можно больше талантливых людей, Лагутенко инициировал появление первой в России социальной сети для музыкантов — проекта Ikra.tv. Сайт получил свое название от альбома «Икра» 1997-го года.

Впоследствии Ikra стала своеобразной творческой лабораторией, которая занимается организацией туров, проводит музыкально-географические эксперименты и курирует литературные проекты.


5. There's an app for that

В спектре диджитал-инноваций Лагутенко и компания пошли дальше: «Мумий Тролль» стал первой российской группой, использовавшей российский же цифровой сервис 3plet для презентации своей музыки и выпустил первый Appbum — альбом-приложение для iPhone, который можно купить в AppStore.

Кроме того, в конце 2000-х кадры из клипа «О, рай» попали в арсенал инструментов iGoogle — сервиса для создания персональной стартовой страницы, а компания Sony Ericsson выпустила «Мумийфон» — телефон с символикой «МТ» и музыкальной начинкой из песен, рингтонов и клипов группы.


6. Владивосток рулит

Фестиваль-конференция V-Rox (сокращенно от Vladivostok Rocks) — одно из последних изобретений Ильи Лагутенко, а заодно и беспрецедентная попытка объединить и подружить рок-культуры Китая, Кореи, Сингапура и, конечно, России.

Купить билеты на концерт «Мумий Тролль» в Киеве

Основная идея — создать такое себе азиатское рок-коммьюнити: что-то, чего до сих пор не было даже в проекте. Фестиваль стартовал в 2013 году и пока что особым масштабом не отличился, но лиха беда начало и то ли еще будет.


7. Вокруг света за новый альбом

Свой последний альбом — задорную пластинку с отсылом в светлое прошлое «SOS Матросу» — «Мумий Тролль» написали на борту барка «Седов». Прямо в открытом море, прямо во время тура-кругосветки. Обо всем этом процессе Лагутенко решил заодно снять полухудожественный фильм — «музыкальную приключенческую комеди-драму о путешествии». Сценарий, говорят, уже написан, материал отснят, контракты составлены; немного монтажа и пост-продакшена — и фильм готов.


8. Скромный парень-морячок в клешах индиго

Лагутенко, выросший во Владивостоке, всю жизнь обожал море. Как все местные мальчишки, в нежном возрасте отчаянно мечтал стать моряком, а в юности служил на Тихоокеансом флоте. Знаменитые «кодовые» тельняшки «Мумий Тролля», названия альбомов типа «Морская» и «SOS Матросу», символика с якорями, тяга к кораблям и путешествиям — это все оттуда. Мореплавание и все, что с ним связано, — вот ключик, который подходит почти ко всем замкам жизни и творчества Ильи. Непривычно для российского музыканта, правда?


9. С новым годом, кошка

Мяукающий вокал — основная фишка Лагутенко: то, по чему его узнают на раз, с первой ноты. Даже в самых серьезных своих вещах Илья позволяет ему прорезаться то там, то тут, делая свою музыку стопроцентно узнаваемой и не похожей на все, что вокруг.

Эту самую фишку Илья, можно сказать, легализовал на просторах всей нашей необъятной — все похожее, что делают с вокалом «Братья Грим», «Сегодняночью», Дима Шуров и многочисленные группы вроде «Pur:Pur», было уже после.


10. Воздух свободы

Супергруппа «Горностай», собранная и ведомая Ильей Лагутенко — далеко не первая супергруппа на пост-советском пространстве: у нас уже есть как минимум «Ю-Питер» и «Глеб Самойлоff & The Matrixx». Но и здесь Лагутенко не смог не отличиться.

«Горностай» — не просто группа, это виртуальный студийный проект: музыканты редко встречаются, а играют вместе еще реже. Тем не менее, это не помешало им выпустить свой первый альбом — «Воздух свободы» — запись и сведение которого осуществлялись через интернет. Такой эксперимент в мире современных технологий.


Напоследок скажем, что Лагутенко совершенно спокойно можно не любить — его музыка своеобразна, а временами и однообразна, — но не уважать его все-таки трудно. Посмотрите его интервью — и вы увидите, что человек, рифмующий «утекай» и «ла-ла-лай», — на самом деле глубокий и интересный собеседник; послушайте, как он «одним пальцем» записывает клавишные — и вы поймете, что он музыкант. А еще классе в восьмом в него наверняка была тайно влюблена ваша девушка.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 22 комментария
  • Р 19 октября 2013 г. 0:36
    Кстати, Pur:Pur тоже слушаю уже лет четыре, наверное. И никак бы не сравнивал их с Мумиём. Пусть Шуров, пусть даже Сегодняночью (спорно). Но не Pur:Pur. Чем похожи? Pur:Pur более-менее оригинальны, молодцы.
  • Р 19 октября 2013 г. 0:35
    Мумий Тролль слушаю уже лет 15. Конечно, отдаю себе отчет, что "это все было". Чем больше в мироваую музыку погружаюсь - тем тяжелее слушать местную. Увы. Но у мумий есть такая мощная энергетика, такая дикость приятная, что все это компенсируется. И нелепость текстов, и вторичность музыки, и даже последние альбомы.
  • Кристина 18 октября 2013 г. 2:25
    Мяукающий вокал - основная фишка Билли Коргана. А основная фишка Лагутенко - тырить всё, что плохо лежит за рубежом, и "легализировать на просторах всей нашей необъятной". И "многочисленные группы вроде "Pur:Pur"" действительно "были уже после". А какая у них там музыка - стилистически - это уже неважно. Речь о вокальной манере.
  • Veronika 26 ноября 2016 г. 2:17
    Кристиночка, а можно как-нибудь без обсёров любимца миллионов, в том числе и меня!? Если вы не фанатка, то зачем читаете эту статью? Чтобы потом обосрать певца, который якобы всё "слизал"? Он пел о нашей жизни, он заряжал энергией НАШЕГО времени, он одной с нами крови! А вы всё на Запад зырите. Не состоявшаяся на своей Родине? А зря.. если так.. Родину надо любить.
  • Кристина 28 ноября 2016 г. 3:25
    Дорогая узколобая девочка-фанатка! Желанием прочесть статью движет любознательность, а не фанатизм. Я люблю Мумий Тролль и уважаю Лагутенко, но я прекрасно отдаю себе отчет в том, что ничего инновационного и оригинального в их музыке нет. А слепое идолопоклонничество - это всегда печально. Относительно того, что Родину надо любить - согласна, очень люблю Украину, Вы же, по всему видать, всё ещё страдаете по Союзу. И все мы, люди, одной крови. Вне зависимости от стороны света - какая разница, Запад или Восток? А спервадобейсерские заезды о моей украинской несостоятельности поистине смехотворны, жалки и нелепы.
  • ToeachHisown1 17 октября 2013 г. 22:10
    Стоило бы упомянуть не Pur:Pur и «Сегодняночью», а трибьют-альбом МТ двухлетней давности – все-таки, в отличие от дежурных релизов подобного толка, это был отличный и удавшийся эксперимент (хотя и не все каверы были удачны) по тому, как под почти целое новое поколение музыкантов можно подвести один большой и по-прежнему актуальный знаменатель.
  • v 17 октября 2013 г. 4:51
    спасибо илье за музыку!
  • Екатерина Скуридина   16 октября 2013 г. 12:22
    Люблю МТ и всё, что с ним связано, но сравнение Лагутенко и Pur:Pur - это, конечно, сильно)
  • Intro 16 октября 2013 г. 13:17
    многочисленные группы вроде «Pur:Pur», очень круто сказано. У них совсем разная музыка и сравнение не уместно и даже оскорбительно в таком тоне по отношению к «Pur:Pur»
  • Джармуш 16 октября 2013 г. 12:19
    прекрасная статья!
  • Dasha Sinelnikova   16 октября 2013 г. 12:15
    отличный материал!)))
  • Роботов 16 октября 2013 г. 12:09
    заслуги лагутенко шевченковского толка. то есть, заимствование. причем весьма бесталанное: нет мало-мальской рефлексии и интерпретации брит-попа как источника.

    "заслуга" тут одна: мт первые после "кино", о которых много говорили в прессе и показывали по тв. а это больше удачный менеджмент.
  • Veronika 26 ноября 2016 г. 2:18
    Ещё один обсёр. Может имя вам такое дать? Ещё раз повторюсь в своём вопросе, зачем читаете статьи такого бездарного певца? А?
  • Alex Frazer 16 октября 2013 г. 14:04
    Абсолютно вся музыка на постсоветском пространстве является в той или иной степени заимствованной (особенно это касается рока). Назовите хотя бы одного нашего артиста, который бы делал что-то принципиально новое, чего до него никто никогда не играл. Или жанр/направление в музыке, которые были зарождены и развиты у нас. Да что там у нас, во всем мире в плане музыкальных инноваций последние пару десятилетий наблюдается застой. И тем не менее, это не мешает появлению талантливых, иногда даже гениальных артистов, которые мастерски пользуются наработанными идеями.
  • Роботов 16 октября 2013 г. 19:33
    тот же идмг, - почивший, правда, - на порядки изобретательнее, с точки зрения создания материала.
  • cornelius 16 октября 2013 г. 14:27
    tequilajazzz?
  • Alex Frazer 16 октября 2013 г. 15:42
    Tequilajazzz прекрасны, одна из моих любимых российских групп. Но опять же - не они изобрели альтернативный рок, не они первые вдохновлялись "новой волной", не только они экспериментировали со звучанием и аранжировками, отражая в них массу различных музыкальных веяний. Но все это абсолютно не умаляло их высочайшего исполнительского мастерства, которое было на голову круче 90% представителей тогдашней, да и нынешней рок-сцены.
  • cornelius 16 октября 2013 г. 12:53
    все верно говорите. но как только попадаешь к ним на концерт об этом забываешь. реально очень сильная live-группа, до которой многим представителям брит-попа (тяжеловесы вроде blur или oasis не в счет, естественно) далеко.

    Драйв у парней запредельный.
  • Роботов 16 октября 2013 г. 19:41
    мой сосед костя, алкоголик по убеждениям, обладатель умопомрачительного драйва. его выходы - золото. однако драйв соседа кости еще совсем не причина транслировать костю в концертных залах.

    на ска-шабашах или оупен-эйрах, драйв - непреложный участник. концерт органной музыки, по преимуществу, гарантирует катарсис. словом, ощущение драйва - штука субъективная. кто-то получит угар от лихорадочных па леонтьева, кому-то необходим кемикал бразерс.

    есть умение создавать материал, а есть противоположное - отсутствие умения. я все больше об этом. а отдача артиста - это его работа, не находите?)
  • SugaRock 17 октября 2013 г. 4:14
    стоп. ну а если кому-то нравится МТ, то что тогда?
  • Роботов 17 октября 2013 г. 12:45
    убиться. что тут уже поделаешь.
  • cornelius 17 октября 2013 г. 12:29
    не важно, Роботов сказал в морг, значит в морг)

Лучшие комментарии
16.10.13 12:15
8
отличный материал!)))
16.10.13 14:04
7
Alex Frazer
Абсолютно вся музыка на постсоветском пространстве является в той или иной степени заимствованной (особенно это касается рока). Назовите хотя бы одного нашего артиста, который бы делал что-то принципиально новое, чего до него никто никогда не играл. Или жанр/направление в музыке, которые были зарождены и развиты у нас. Да что там у нас, во всем мире в плане музыкальных инноваций последние пару десятилетий наблюдается застой. И тем не менее, это не мешает появлению талантливых, иногда даже гениальных артистов, которые мастерски пользуются наработанными идеями.
16.10.13 12:19
6
Джармуш
прекрасная статья!
16.10.13 19:41
5
Роботов
мой сосед костя, алкоголик по убеждениям, обладатель умопомрачительного драйва. его выходы - золото. однако драйв соседа кости еще совсем не причина транслировать костю в концертных залах. на ска-шабашах или оупен-эйрах, драйв - непреложный участник. концерт органной музыки, по преимуществу, гарантирует катарсис. словом, ощущение драйва - штука субъективная. кто-то получит угар от лихорадочных па леонтьева, кому-то необходим кемикал бразерс. есть умение создавать материал, а есть противоположное - отсутствие умения. я все больше об этом. а отдача артиста - это его работа, не находите?)
17.10.13 4:14
4
SugaRock
стоп. ну а если кому-то нравится МТ, то что тогда?