Сегодня свой день рождения празднует Илья Лагутенко — бессменный лидер группы «Мумий Тролль», известный защитник уссурийских тигров и один из главных инноваторов в российской музыке.
В нашем материале к празднику мы собрали все самое важное и яркое, что Илья дал современной отечественной музыкальной культуре — то, за что мы его уважаем и любим, чему удивляемся и за что благодарны. С новым годом, крошка!
Когда развалился Союз и рок-группы советского андерграунда получили карт-бланш на все, за что раньше приходилось бороться до последней капли крови, в мире русского рока случился самый настоящий кризис. Революция совершилась, музыку слушать больше никто не запрещает, бороться вроде бы не с чем — что дальше?
Тогда-то и наступила новая эра. «Zемфира», «Би-2», «Ляпис Трубецкой», «Ночные Снайперы», «Сплин» — все это музыка, выстрелившая в девяностых. И в каком-то смысле катализатором всего этого действа можно смело называть «Мумий Тролль» и его главное действующее лицо — Илью Лагутенко.
Лагутенко — инноватор от русского рока, от русскоязычной музыки, вдохновитель идеи качественной, цепляющей музыки для широкой аудитории русскоговорящих слушателей. Чем он особенно отличился за первые сорок пять лет жизни — вспоминаем ниже.
1. Феномен нового жанра
Когда русский рок в своих новых именах слился с романтикой и с баррикад перешел на лирику, с перегруженных гитар на «квакушку» и со скандирования на подпевание, для него не нашлось четкого определения. Что это — припопсованный рок-н-ролл, русское инди, замаскированная под рок попса? Ответ пришел от Ильи: именно он ввел в обиход термин «рокапопс», так метко охарактеризовавший тогдашнюю музыку Земфиры, Чичериной, самого Лагутенко и пары десятков или сотен других, начинавших свой путь по всей стране.
Правда, термин придумал не Илья: в одном из интервью он признался, что название жанру дали японские меломаны во время гастролей «МТ» по Японии в 1999-м. Однако его заслуги это не умаляет, верно?
2. Спасибо за Земфиру
В 2000-м, сразу после выхода первого студийного альбома Земфиры, пресса наводнилась слухами о том, что Земфиру, о которой раньше никто и не слышал, миру открыл не кто иной, как Илья Лагутенко. И доля правды в этом есть: демо-записи Земфиры в 1998-м через десятые руки получил Леонид Бурлаков, продюсер «Мумий Тролля», но послушал их первым Илья — и убедил послушать самого Бурлакова.
Буквально через месяц Бурлаков подписал с Земфирой контракт, а Лагутенко выступил саунд-продюсером ее первого альбома, накрепко с ней подружился и впоследствии продвигал как мог.
3. Этот человек в истории
Вместе со своей группой Лагутенко попал ни много ни мало на страницы учебника истории — профессор Московского педагогического государственного университета Александр Данилов упоминает «Мумий Тролль» в своем пособии как коллектив, оказавший «наиболее сильное влияние на мировоззрение молодежи 90-х годов ХХ века». А самого Лагутенко — как родоначальника «совершенно иной» музыкальной молодежной культуры.
4. Алло, мы ищем таланты
Чтобы «обеспечить будущее российской музыки» и просто отыскать вокруг себя как можно больше талантливых людей, Лагутенко инициировал появление первой в России социальной сети для музыкантов — проекта Ikra.tv. Сайт получил свое название от альбома «Икра» 1997-го года.
Впоследствии Ikra стала своеобразной творческой лабораторией, которая занимается организацией туров, проводит музыкально-географические эксперименты и курирует литературные проекты.
5. There's an app for that
В спектре диджитал-инноваций Лагутенко и компания пошли дальше: «Мумий Тролль» стал первой российской группой, использовавшей российский же цифровой сервис 3plet для презентации своей музыки и выпустил первый Appbum — альбом-приложение для iPhone, который можно купить в AppStore.
Кроме того, в конце 2000-х кадры из клипа «О, рай» попали в арсенал инструментов iGoogle — сервиса для создания персональной стартовой страницы, а компания Sony Ericsson выпустила «Мумийфон» — телефон с символикой «МТ» и музыкальной начинкой из песен, рингтонов и клипов группы.
6. Владивосток рулит
Фестиваль-конференция V-Rox (сокращенно от Vladivostok Rocks) — одно из последних изобретений Ильи Лагутенко, а заодно и беспрецедентная попытка объединить и подружить рок-культуры Китая, Кореи, Сингапура и, конечно, России.
Купить билеты на концерт «Мумий Тролль» в Киеве
Основная идея — создать такое себе азиатское рок-коммьюнити: что-то, чего до сих пор не было даже в проекте. Фестиваль стартовал в 2013 году и пока что особым масштабом не отличился, но лиха беда начало и то ли еще будет.
7. Вокруг света за новый альбом
Свой последний альбом — задорную пластинку с отсылом в светлое прошлое «SOS Матросу» — «Мумий Тролль» написали на борту барка «Седов». Прямо в открытом море, прямо во время тура-кругосветки. Обо всем этом процессе Лагутенко решил заодно снять полухудожественный фильм — «музыкальную приключенческую комеди-драму о путешествии». Сценарий, говорят, уже написан, материал отснят, контракты составлены; немного монтажа и пост-продакшена — и фильм готов.
8. Скромный парень-морячок в клешах индиго
Лагутенко, выросший во Владивостоке, всю жизнь обожал море. Как все местные мальчишки, в нежном возрасте отчаянно мечтал стать моряком, а в юности служил на Тихоокеансом флоте. Знаменитые «кодовые» тельняшки «Мумий Тролля», названия альбомов типа «Морская» и «SOS Матросу», символика с якорями, тяга к кораблям и путешествиям — это все оттуда. Мореплавание и все, что с ним связано, — вот ключик, который подходит почти ко всем замкам жизни и творчества Ильи. Непривычно для российского музыканта, правда?
9. С новым годом, кошка
Мяукающий вокал — основная фишка Лагутенко: то, по чему его узнают на раз, с первой ноты. Даже в самых серьезных своих вещах Илья позволяет ему прорезаться то там, то тут, делая свою музыку стопроцентно узнаваемой и не похожей на все, что вокруг.
Эту самую фишку Илья, можно сказать, легализовал на просторах всей нашей необъятной — все похожее, что делают с вокалом «Братья Грим», «Сегодняночью», Дима Шуров и многочисленные группы вроде «Pur:Pur», было уже после.
10. Воздух свободы
Супергруппа «Горностай», собранная и ведомая Ильей Лагутенко — далеко не первая супергруппа на пост-советском пространстве: у нас уже есть как минимум «Ю-Питер» и «Глеб Самойлоff & The Matrixx». Но и здесь Лагутенко не смог не отличиться.
«Горностай» — не просто группа, это виртуальный студийный проект: музыканты редко встречаются, а играют вместе еще реже. Тем не менее, это не помешало им выпустить свой первый альбом — «Воздух свободы» — запись и сведение которого осуществлялись через интернет. Такой эксперимент в мире современных технологий.
Напоследок скажем, что Лагутенко совершенно спокойно можно не любить — его музыка своеобразна, а временами и однообразна, — но не уважать его все-таки трудно. Посмотрите его интервью — и вы увидите, что человек, рифмующий «утекай» и «ла-ла-лай», — на самом деле глубокий и интересный собеседник; послушайте, как он «одним пальцем» записывает клавишные — и вы поймете, что он музыкант. А еще классе в восьмом в него наверняка была тайно влюблена ваша девушка.
"заслуга" тут одна: мт первые после "кино", о которых много говорили в прессе и показывали по тв. а это больше удачный менеджмент.
Драйв у парней запредельный.
на ска-шабашах или оупен-эйрах, драйв - непреложный участник. концерт органной музыки, по преимуществу, гарантирует катарсис. словом, ощущение драйва - штука субъективная. кто-то получит угар от лихорадочных па леонтьева, кому-то необходим кемикал бразерс.
есть умение создавать материал, а есть противоположное - отсутствие умения. я все больше об этом. а отдача артиста - это его работа, не находите?)