Брюс Уиллис и Джозеф Гордон-Левитт в одном из самых ожидаемых проектов сезона, снятом режиссером картин «Кирпич» и «Братья Блум». Несмотря на все придирки, «Петля времени» — холодный и несколько тяжеловесный, но оттого не менее роскошный фильм. Это вполне завораживающее и весьма интеллектуальное иносказание о том, что самые грозные наши враги — это мы сами.
В будущем технологии тотального контроля развились настолько, что тайно избавиться от трупа практически невозможно. Поэтому мафия отсылает «клиентов» в дремучий две тысячи сорок какой-то год, где с задачей отлично справляются синдикат киллеров и промышленная печь.
В том, как нынешний Райан Джонсон дует щеки, есть что-то Шьямалановское.
Убийц называют «луперами». Работа у них не пыльная: в назначенный час им просто нужно встретить гостя из будущего (уже связанного и с мешком на голове) и разрядить ему в грудь дробовик. Впрочем, как и у всякой профессии, у этой есть издержки. Даже мафии понятно, что с пространственно-временным континуумом нужно обращаться бережно. Поэтому, согласно контракту, у каждого лупера есть 30 лет безбедной жизни, после которых его (связанного и с мешком на голове) отправляют назад на последнее свидание с самим собой — это называется «закрыть петлю».
Лупер Джо чтит профессиональную этику и понимает, как опасно множить сущности: в назначенное время он готов спустить курок, не раздумывая. Вот только у его визави другие планы, и он слишком хорошо знает, как Джо мыслит и действует. Здешний автор сценария и режиссер — Райан Джонсон — сделался объектом маленького, но гордого культа после своего дебютного «Кирпича». В определенных кругах его с тех пор боготворят, и, нужно признать, есть за что. Как и «Кирпич», «Петля времени» сделана с нечеловеческим вниманием к деталям. Недалекое будущее выписано в мельчайших подробностях. В деталях этих — и Дьявол, и Бог.
С одной стороны, фильм Джонсона невероятно интересно разглядывать — им любуешься, словно диковинной шкатулкой, инкрустированной искусным орнаментом. С другой — во всех этих причудливых футуристических узорах несколько теряются характеры — героям нелегко сочувствовать, они мертвы не только в две тысячи сорок каком-то, но и сейчас. Кроме того, трудно отделаться от ощущения, что шкатулка — не то, чтобы пуста, просто вложенный в нее смысл можно было бы донести до зрителя куда проще. Джонсон слишком многословен, слишком многозначителен и, на этот раз слишком серьезен.
Тот же «Кирпич» был, прямо скажем, не самым смешным фильмом на свете. Но у его автора можно было легко заподозрить чувство юмора. У человека, снявшего «Петлю времени» атрофированы лицевые мышцы — улыбаться он не способен в принципе. Тут все на что-нибудь намекает, все переливается оттенками «высшего значения». Любителям искать библейские (или какие-либо другие) аллюзии будет, чем поживиться. С героем, предавшим друга, расплачиваются неслучайным серебром. Или коряга, которую из кадра в кадр зачем-то настойчиво рубит Эмили Блант — она тоже, наверняка, что-то символизирует.
От такого умника (говорю это без намека на иронию), как Райан Джонсон, мы были вправе ждать более сдержанных и элегантных формулировок. И большей сценарной убедительности.
Слишком многое в «Петле» построено на допущениях. К примеру, главный здешний сюжетный маховик кажется прикрученным скотчем. Почему луперы должны убивать себя сами? Разве не логичней было бы поручить это коллегам? И если в будущем так трудно избавиться от тела, почему люди, пришедшие за Джо по истечению 30 лет, не моргнув глазом, стреляют в свидетельницу? А главное допущение состоит в том, что Джозеф Гордон-Левитт через 30 лет превратится в Брюса Уиллиса. Впрочем, последнее Левиту удается сгладить посредством жанра дружеской пародии и накладного носа.
Разумеется, все это придирки — «Петля времени» — холодный и несколько тяжеловесный, но оттого не менее роскошный фильм. Это вполне завораживающее и весьма интеллектуальное иносказание о том, что самые грозные наши враги — это мы сами. Верно, в том, как нынешний Джонсон дует щеки, есть что-то Шьямалановское. Но, будем надеяться, заматерев и получив в свое распоряжение больших звезд и большие бюджеты, Джонсон превратится не в Шьямалана, а Кристофера Нолана (его Райан напоминает даже портретно).
А, если все-таки в Шьямалана, молодой Джонсон всегда может подкараулить себя лет через 30 с дробовиком в руках.
Оценка: 9/10.
Написать комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Спасибо! Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо!
Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо!
Вы успешно подписались на комментарии!
Редактировать комментарий
Ответить на комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо! Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо! Вы успешно подписались на комментарии!