Марк Уолберг и Дуэйн Джонсон в черной комедии Майкла Бэя («Плохие парни», «Перл Харбор», «Армагеддон», «Трансформеры»).
Бэй не шутит — это у нашей реальности такое чувство юмора.
8 из 10.
Дэни Луго — инструктор по фитнесу, чей мозг изъеден стероидами и непоколебимой верой в Американскую Мечту, окончательно теряет голову, побывав на мотивационном тренинге. Теперь у Дэни есть план из трех пунктов: найти богатого лоха, отнять у него все деньги, сделать Америку лучше.
То, что происходит не только в новостях, а и на нашем заднем дворе, — так страшно, что уже даже смешно.
Первый пункт — простой: один из клиентов Луго без умолку трещит о своих миллионах, будит в окружающих пролетарскую ненависть и сам напрашивается на неприятности. Для выполнения двух других Дэни нужна команда: Эдриан (напарник Луго по тренировкам, которому нужны дорогие процедуры по реанимации пениса) и Пол (бывший зек с габаритами Кинг-Конга, который решил было начать новую жизнь, но был сбит с праведного пути похотливым священником).
Эта история произошла на самом деле — в середине 90-х в Майами качки похитили богатого клиента и пытали его, вымогая номера банковских счетов и дарственную на дом. Погибли реальные люди. И разглядеть в этих событиях комический потенциал — в самом деле, не просто.
Новый фильм Майкла Бэя начинается как разухабистый комедийный палп-фикшн. Функции закадрового рассказчика переходят от одного героя к другому, похитители и жертва отнимают друг у друга микрофон, пересыпая повествование уморительными «правилами жизни», Бэй троллит комментариями-титрами, в ситуацию (без какой-либо художественной задачи) вторгаются фаллоимитаторы и Петер Стормаре в розовых очках.
Бэй — конечно, знатный образчик умеренности. И в этом «маленьком личном проекте» без традиционных пиротехнических забав его избыточность заметна, как нигде. Она в истеричеком монтаже, в удушливой картинке, в умопомрачительной словоохотливости героев. В том, как безудержно плещет в объектив солнце, сообщая происходящему несерьезный легкомысленный тон.
Но, чем ближе развязка, тем настойчивей из-за всей этой кунсткамерой прорывается чистая жуть. Когда Дэни Луго, расплескав на белоснежный ковер мозги очередного собеседника, бросается к штанге со словами «мне нужно расслабиться», тебе уже не смешно, а страшно. А когда в кадр, перенасыщенный вздувшимися венами и тотальным идиотизмом, входит Эд Харрис — красивый старик в старомодной шляпе и с ясным клинт-иствудовским взглядом — становится окончательно ясно: шуткам конец.
От Бэя так ждали, что ступив на территорию черной комедии, он с грохотом облажается, что многие теперь попросту отказываются верить, что автор «Перл Харбора» и «Армагеддона» сделал очень неглупый и в целом замечательный фильм.
Дело не в том, как ловко Бэй переключается с камеди-клаба на полноценную драму с катарсисом и моралью. И даже не в россыпи роскошных актерских работ (Уолберг как всегда безупречен, Джонсон прекрасен сверх обыкновения, Шалуб пугающе убедителен в амплуа геморроидальной шишки). Дело в том, что Бэй — постановщик, от которого этого ждали меньше всего — очень точно передал интонацию времени.
Это не Бэй шутит — это у нашей реальности такое чувство юмора. То, что происходит не только в новостях, а и на нашем заднем дворе, — так страшно, что уже даже смешно.
Пусть в несерьезной, пусть в шутовской манере Бэй много и точно угадал про особенности национальной охоты до «качества жизни». Связь между тем, что сегодня ты посетил мотивационный семинар, а завтра будешь жарить отрубленные кисти на решетке для барбекю — очевиднее, чем хотелось бы помешанной на успехе нации.
То, что критики громят «Кровью и потом» в пух и перья, на этот раз, верный признак того, что сатира удалась. Да и, в общем, понятно, почему Бэю приглянулась именно эта история. Похоже, у него тоже был план из трех пунктов. Отнять деньги у лохов Бэй умел всегда. Теперь, должно быть, решил сделать Америку лучше. Аминь.
Оценка: 8/10.
Не жалею, что сходил. Он клево демонстрирует то, что ради какой-то идеи американцы готовы идти на все. Но думаю, у каждой нации есть такие кадры.