Рецензия на фильм «Афера по-американски»

4
Опубликовано 14 февраля 2014 г.

Кристиан Бэйл, Эмми Адамс, Брэдли Купер, Дженнифер Лоуренс и Джереми Реннер в новом фильме Дэвида О. Расселла («Боец», «Мой парень — псих»). Ленте, которая претендует на десять «Оскаров» и уже получила три «Золотых глобуса».

«Афера» сильна моментами. Для режиссера помельче это был бы триумф, но по меркам Расселла, фильм вышел излишне суетливым, разболтанным и невнятным — бигуди коварно заслонили суть. 8 из 10.


У Киноакадемии — позднее зажигание. Осыпать позолотой нужно было «Бойца» и позапрошлогодний «Мой парень — псих», «Афера» отчетливо им проигрывает.

Однажды, высококлассных аферистов Ирвинга и Сидни подвело чутье: очередной «клиент» оказался агентом ФБР под прикрытием.

Агент ДиМасо — карьерист и эгоманьяк — предложил им сделку. Он закроет глаза на жульничество с банковскими кредитами, если Ирвинг и Сидни помогут ему схватить за руку коррумпированного мэра. Сидни — за то, чтобы сбежать: она слишком умна, чтобы связываться с правительством. Ирвинг колеблется. Он любит свои пластинки, свою работу, своего приемного сына — ему есть, что терять. Ирвинг — даром, что профессиональный мошенник. Он еще и порядочный человек с воспаленным чувством ответственности.

«Афера по-американски» (по крайней мере, отчасти) основана на реальных событиях. И пусть она не выглядит такой уж правдоподобной — жизнь, порой, подбрасывает вполне невероятные сюжеты. Далеко ходить за примерами не нужно — вот и с режиссером Дэвидом О. Расселом приключилась удивительная история. Начав снимать четверть века назад, он преимущественно довольствовался призами независимых фестивалей, сдержанно благожелательной прессой и был, что называется, «широко известен в узких кругах».

А в 2010-м вдруг вынырнул из «санденсовского» небытия с «Бойцом» — главной спортивной драмой со времен «Рокки», да и вообще, лучшим фильмом на свете. Уж не знаю, какую и с кем он заключил сделку, но с тех пор этот фильммейкер не покидает «оскаровский» шорт-лист: букмекерам впору вводить постоянный пункт «на сколько именно статуэток в этом году номинируют фильм Дэвида О. Расселла».

В 2014-м правильный ответ — на 10, «Афера» — один из основных «оскаровских» фаворитов. Объяснить это можно разве что тем, что у Киноакадемии — позднее зажигание. Осыпать позолотой нужно было «Бойца» и позапрошлогодний «Мой парень — псих», «Афера по-американски» отчетливо им проигрывает.

Разговоры о том, что фильм этот держится за счет актеров и характеров, — уже общее место. В самом деле, у Расселла был Кристиан Бэйл с брюхом и Брэдли Купер в бигуди — могло ли что-то пойти не так? Ощущение такое, будто режиссер был слишком уверен в своей упряжке и отпустил поводья, с интересом наблюдая, куда вывезет. Как если бы дирижер, завороженный исполняемой мелодией, ослабил галстук-бабочку и прилег на дне оркестровой ямы с сигарой и стаканчиком виски — подход, безусловно, подкупающий, но, кажется, профессиональные премии дают все-таки не за это.

Как результат — вполне симпатичный, но необязательный фильм, который никак не определится, чем ему быть — комедией, мелодрамой, зарисовкой на тему «Итак, 70-е» или политической сатирой, где жулики много обаятельней и честнее правдолюбов с жетонами.

«Афера», что называется, сильна моментами. После нее в памяти остаются отдельные сцены — пронзительно трогательный эпизод с микроволновкой или тот, в котором Дженнифер Лоуренс (которая здесь внезапно хорошая актриса) дрожит подбородком.

Для режиссера помельче это был бы триумф. Но по меркам Расселла, фильм вышел излишне суетливым, разболтанным и невнятным — бигуди коварно заслонили суть. Словом, спишем восторженную прессу (в которой Дэвида О. Расселла называют «новым Скорсезе») на былые заслуги. «Старый» Скорсезе в этом году выступил куда убедительней.

Оценка: 8/10.


Напиши свою рецензию на фильм «Афера по-американски» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 4 комментария
  • Черкес Димаев   14 февраля 2014 г. 21:08
    "Здесь внезапно хорошая актриса"? Автор, учи матчасть. Как насчет одного Оскара и одной номинации на Оскар к 23 годам на момент начала сьемок этого фильма?
  • Sergey Tchetchelev   14 февраля 2014 г. 22:01
    Если "Оскар" это показательно хорошего кино и мастерства актера, то кино давно мертво. Мне даже кажется, что дать эту награду хорошему актеру или отличному фильму — оскорбление.
  • К. Васильев 1 марта 2014 г. 11:07
    пока ещё показатель, в отличие от грэмми)))
  • Надоело 14 февраля 2014 г. 16:34
    Димасо не предлагал схватить мера же, в это уже потом выплыло, там же надо было сдать трех или четырех мошенников, и хватит пересказывать фабулы к фильмам в ваших рецензиях да еще и не правильных)

Лучшие комментарии
14.02.14 22:01
4
Если "Оскар" это показательно хорошего кино и мастерства актера, то кино давно мертво. Мне даже кажется, что дать эту награду хорошему актеру или отличному фильму — оскорбление.
14.02.14 16:34
2
Надоело
Димасо не предлагал схватить мера же, в это уже потом выплыло, там же надо было сдать трех или четырех мошенников, и хватит пересказывать фабулы к фильмам в ваших рецензиях да еще и не правильных)
"Здесь внезапно хорошая актриса"? Автор, учи матчасть. Как насчет одного Оскара и одной номинации на Оскар к 23 годам на момент начала сьемок этого фильма?
01.03.14 11:07
1
К. Васильев
пока ещё показатель, в отличие от грэмми)))