Сергей Параджанов — армянский гений украинского кино, которого советская власть всю жизнь держала в стальных тисках. Уголовное преследование, непонимание со стороны зрителя и немилость властей — все это лишь толика причин, по которым Параджанову не удалось полноценно реализовать себя.
9 января ему могло бы исполниться 90 лет. Мы спросили у людей, тесно связанных с отечественным кинематографом, об их отношении к творчеству Сергея Параджанова.
Сергей Параджанов глазами Андрея Халпахчи (МКФ «Молодость»), Полины Толмачевой (Film.ua Group), Александра Гусева («Українська правда»), Алика Шпилюка (Одесский международый кинофестиваль) и Дениса Иванова («Артхаус Трафик»). В специальном материале на Open.ua.
Андрей Халпахчи (генеральный директор МКФ «
«“Тени забытых предков” я увидел на премьерном показе, сопровождавшимся скандалом в кинотеатре “Украина”. Мне при этом было 15 лет. Впечатление было обескураживающим. Совершенно новое открытие, которое совпало с моим формированием отношения к кинематографу как к искусству.
Я видел все фильмы Сергея Параджанова. Кроме “Тени забытых предков”, подлинным шедевром являются “Цвет граната” и “Киевские фрески”. Не согласен с мнением многих критиков, что первые работы Параджанова были крайне слабыми. С моей точки зрения, они были довольно интересны.
Конечно, полностью реализовать свой потенциал Параджанову не удалось. У него было много гениальных замыслов. К примеру, “Песнь о Гайавате” по Лонгфелло и “Княжна Мэри” по Лермонтову, и многие другие.
Условия, в которых ему приходилось работать, и тюремное заключение, безусловно, не дали ему возможность осуществить все задуманное, однако он оставил после себя громадное количество коллажных и живописных работ, составляющих весомую часть его творчества. И несмотря на все сложности его жизненного пути, ему удалось создать фильм, благодаря которому он занимает особое место в истории киноискусства».
Полина Толмачева (директор по маркетингу и PR Film.ua Group)
«“Тени забытых предков” я увидела впервые в середине 90-х, в киноклубе при университете Шевченко. В большой аудитории устанавливали экран, с кинопроектора крутили фильмы, добытые невесть где. Для меня вышеупомянутый фильм был откровением. Потому что, честно говоря, с украинской культурой у меня были очень сложные отношения в те времена. Шароварщина всегда меня пугала, гопак вызывал отвращение, а классическая литература нагоняла тоску. Этот фильм продемонстрировал главное: бездонную глубину коллективного бессознательного, которая скрывается в любой архаичной культуре. И именно с него начались мои настоящие отношения с украинскими классиками, романтиками и модернистами.
Параджанова я потом пыталась полюбить изо всех сил. Просмотрела все его фильмы. Они меня завораживали, но не увлекали. Осознаю, что он — гений. Только это не моя эстетика. Мне не хватает в его фильмах историй, которыми была полна его жизнь. А еще для меня его искусство слишком болезненное, изломанное, запутанное. Для простых душ, лишенных внутренних противоречий, все это внимание к деталям и длинные планы, болезненные отношения и отсутствие сюжета непонятны. Но хуже от этого Параджанов не становится. Меня очень привлекает его личность, от которой даже на расстоянии исходит сияние истинного гения.
Реализовался ли он в полной мере? Кто знает. Он находился под огромным прессом. И в этой ситуации очень много времени уходило на борьбу и сопротивление. Да и просто на то, чтобы вопреки бодрой действительности оставаться самим собой. Хотя кто знает, родись он в другую эпоху или под другим, более ласковым солнцем, может быть ни кино, ни картин, ни легенд бы не было... А была бы просто долгая счастливая жизнь».
Александр Гусев (кинокритик издания «Украинская Правда»)
«“Тени забытых предков” я увидел приблизительно в середине 90-х, в вечернем телеэфире. Я вырос на совершенно другой киноэстетике, фильм был для меня странен и, при всей моей любви к Коцюбинскому, достаточно чужд, но при этом воспроизводил ту фантасмагорическую атмосферу, которая так меня завораживает в украинской литературе.
Я видел практически все его картины, начиная с первых неуклюжих соцреалистических поделок до поздних шедевров, и могу признаться, что это не “мой” режиссер, но, безусловно, Параджанов является одним из тех, чье значение и величие признаешь, даже если не относишься к числу его поклонников. Ты чувствуешь себя во время просмотра его работ туристом, который расширяет собственное представление о мире, продвигаясь вглубь неведомой страны чудес.
Безусловно, ему не удалось себя реализовать, о чем свидетельствуют незаконченные и перемонтированные без его участия картины, не поставленные сценарии, долгие годы вынужденного простоя, преждевременная смерть. Многим советским режиссерам пошла на пользу необходимость говорить пресловутым “эзоповым” языком, однако Параджанов к ним не относился, поскольку в своих картинах он не отражал окружающую действительность, а создавал свой собственный мир, координаты которого были совершенно неприемлемыми для тогдашних киноидеологов».
Алик Шпилюк (программный директор Одесского международного кинофестиваля, киновед)
«Я увлекся кино в юном возрасте и точно вспомнить, когда впервые увидел “Тени забытых предков” не могу. В любом случае, это произошло в середине 70-х годов. Но по-настоящему понять и осознать фильм мне удалось в более зрелом возрасте. Впечатления? Выдающиеся.
Я не хочу повторяться. Он был гением в эпоху тоталитаризма. Точно так же, как все великие, работавшие в конце советского периода, вроде Тарковского, он не смог реализовать себя полностью».
Денис Иванов (основатель компании «Артхаус Трафик»)
«Впервые я увидел “Тени забытых предков” в детстве по телевизору на “УТ-1”. В то время я не особо разбирался в кино, поэтому впечатление от просмотра было достаточно гнетущим. Уже впоследствии, после того, как пересмотрел в осознанном возрасте, проникся фильмом. Хотя сейчас я больше всего люблю “Цвет граната”, он более радикален.
Я видел много фильмов Параджанова. Еще в студенческие годы мы с друзьями организовали киноклуб в Донецке. Именно на нем я и познакомился с работами Параджанова. Это было время, когда все повально увлекались Гринуэем. Мне же при этом фильмы Сергея Параджанова казались более современными и интересными.
Параджанову не удалось реализовать свой потенциал — достаточно взглянуть на реалии, в которых он жил. С другой стороны, в условиях капитализма ему бы тоже не удалось реализовать себя — в них другой диктат, диктат капитала. Параджанов был режиссером, который не вписывался ни в один из этих вариантов».
Написать комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Спасибо! Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо!
Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо!
Вы успешно подписались на комментарии!
Редактировать комментарий
Ответить на комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо! Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо! Вы успешно подписались на комментарии!