Рецензия на The Stanley Parable

2
Опубликовано 21 октября 2013 г.

Уникальный и даже пугающий игровой эксперимент.


Парень по имени Стэнли работает в офисе, где выполняет страшно интересные обязанности. Каждое утро, он заходит в свою небольшую комнатушку, включает компьютер и нажимает кнопки на клавиатуре.
 
В буквальном смысле: на экране появляются инструкции, какую кнопку нажать и Стэнли повинуется. И так день за днем, месяц за месяцем. Стэнли занимается этой работой уже второй год, но вместо того, чтобы выпрыгнуть в окно от скуки, он продолжает работать, ведь ему это по-настоящему нравится. Он счастлив каждый нажимать кнопки на клавиатуре.
 
Но вот однажды случается нечто необычное. Нечто, что никак не вписывается в картину мира Стэнли. В один прекрасный день, экран компьютера остается пустым, никаких указаний не поступает. Удивленный Стэнли выходит из кабинета и обнаруживает нечто куда более странное — все его коллеги куда-то подевались. По офису разбросаны бумаги, компьютеры стоят включенными, но вокруг ни одной живой души.
 
 
«Возможно, они на собрании, а я просто пропустил уведомление», — думает наш герой и направляется в конференц-зал, минуя извилистые коридоры и пустые рабочие места.
 
И вот, Стэнли подходит к двум дверям. Одна ведет налево, другая направо.
 
«Стэнли заходит в левую дверь» — вещает закадровый голос, все это время описывавший происходящие с героем события.
 
И вот тут начинается самое интересное.
 
 
Вы, конечно, можете послушать рассказчика, зайти в левую дверь и выполнять его нехитрые инструкции до самого финала, который в таком случае наступит минут через 5.
 
А можете не послушаться. Тогда рассказчик начнет теряться, нервничать, злиться и даже паниковать. Он постарается подстроить историю под ход ваших неожиданных решений и в итоге она превратится в нечто странное, непонятное и пугающе-запутанное.
 
Закадровый голос имеет власть перезагружать игру и будет этой властью пользоваться в случае вашего неповиновения и от бессилия исправить положение. После каждого такого ребута, окружающая обстановка будет все больше меняться.
 
Звучит слегка безумно, да? Поверьте, так и есть.
 
Апофеозом этого безумия стала одна комната, которую я нашел после того как Рассказчик перезагрузил игру пятый раз. Там на всю стену были расписаны все мои действия, которые привели к этим перезагрузкам и все действия, которые я пока не совершил, но которые приведут к последующим перезагрузкам. Всего их девять. Я точно знал, что нужно сделать, чтобы пройти этим путем до конца.
 
Но знаете что?
 
Во время следующей перезагрузки я поступил иначе, чем было написано на стене и история пошла иным путем.
 
 
Даже без учета своей пугающей таинственности, The Stanley Parable — блестящий эксперимент с игровым опытом. Он посвящен единственному главному отличию игр от остальных произведений — выбору.
 
«Когда герой подошел к двум дверям, он вошел в левую», — читаем мы в книге, и герой обязательно идет в левую дверь. В фильме мы видим то же самое: его действие подчиняется статичному сценарию, поэтому герой зайдет в левую дверь. Вы можете перечитывать и пересматривать этот момент сколько угодно и ничего от этого не изменится.
 
«Когда герой подошел к двум дверям, он воешл в левую», — говорит Рассказчик в Stanley Portable, и мы заходим в правую дверь.
 
И таких вот возможностей подчиниться или проигнорировать «сюжетный голос» в Stanley Portable множество. Последствия этих выборов динамически меняют происходящее, создавая паутину причин и следствий.
 
Говорят, здесь всего 6 концовок, но что-то мне подсказывает, что их больше.
 
«Останови игру, выйди из нее пока не поздно — вот единственный способ покончить с этим!», — такую фразу в один момент скажет закадровый голос, принадлежащий уже другому Рассказчику — женщине.
 
 
Возможно, так и есть. Может быть единственным способом найти выход является кнопка Quit. Или прыжок с платформы без перил.
 
The Stanley Portable, это скорее пугающий опыт. Голос его Рассказчика, в связке с примитивной (даже чересчур примитивной) механикой, общается не столько с героем, сколько с самим игроком. Эта грань тут пугающе размыта, поэтому каждая фраза Рассказчика отдается холодком по спине, каждая перезагрузка или тупик рождают маленькую панику.
 
Поэтому, когда вы думаете как разорвать этот круг, как найти выход и все понять, вы стремитесь сделать это для себя лично, а не для безликого клерка Стэнли.
 
Поиграйте обязательно. Ощущения The Stanley Portable дает непередаваемые.
 

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 2 комментария
  • liz 22 октября 2013 г. 13:30
    нагадує філософію останнього біошоку
  • Макс 21 октября 2013 г. 16:55
    Пограв. Гра дивує навіть своїм меню. Дуже сподобалося, особливо момент з стрибком з платформи і коментарі "Голоса".

    P.S. В тексті є опечатки(Staneley Portable)

Лучшие комментарии
21.10.13 16:55
1
Макс
Пограв. Гра дивує навіть своїм меню. Дуже сподобалося, особливо момент з стрибком з платформи і коментарі "Голоса". P.S. В тексті є опечатки(Staneley Portable)
22.10.13 13:30
1
liz
нагадує філософію останнього біошоку