Open People: Саша Годяева

3
Опубликовано 29 января 2014 г.

Саша Годяева — иллюстратор, автор нашумевших работ, которые очень четко изображают настрои и переживания украинского народа во время революции.

Саша слушает инструментальную и оркестровую музыку, смотрит необычные фильмы — «Танец Дели», «Дом» и «Самсара». В свободное время много гуляет пешком, занимается йогой, читает Грегори Робертса.


У нас в стране был преодолен важный момент. Раньше люди боялись жить среди нелюдей, а до сегодня люди боялись быть людьми. Но сейчас у нас произошел перелом, мы перестали страшиться собственной человечности.

Последний год с лишним я занимаюсь только иллюстрациями. До этого была арт-директором в киевском Leo Burnett, а еще раньше — жила и работала в Милане. Закончила там университет и два года провела в фэшн-индустрии, работая графическим дизайнером, иллюстратором и арт-директором.

Мои родители очень повлияли на меня в период взросления. Желая мне добра, как и все родители, они мечтали о хорошей жизни для меня. И почему-то обязательно за пределами Украины. Я думаю, что многие люди того поколения, да и нашего тоже, думают что где-то обязательно лучше, чем здесь. Эта такая особенность постсоветского менталитета. Через какое-то время я уехала в Италию, чтобы получить хорошее образование и увидеть эту лучшую жизнь.

Без такого опыта я бы не смогла так сильно полюбить свой город и страну сейчас. Когда находишься вдали от родины, то чувства к ней обостряются, тебе начинает не хватать самых неожиданных вещей и, в целом, такая нехватка сильно сказывается на твоем восприятии родных мест.

Я довольно долго рисую иллюстрации. Образы сложные и я их часто «дефинирую». Так вот сегодня я столкнулась с такой проблемой: всю ночь могу рисовать иллюстрацию, но утром она будет неактуальна. События в нашей стране развиваются настолько молниеносно, что нарисованное мной ранее на следующий день уже может стать неуместным. Поэтому художник, иллюстратор — человек, который постоянно должен пребывать в резонансе с окружающими процессами, но при всем потоке информации очень важно сохранять себя и свои идеи.

То, что происходит сегодня в нашем обществе — это рождение нового сознания. Сквозь весь этот ужас, который мы наблюдаем сейчас, рождается новый человек в каждом из нас, с новыми понятиями о стране, в которой мы живем, с новыми внутренними установками. Это удивительный процесс, я очень рада, что являюсь его частью.

Работа, которая вызвала наибольший резонанс — украинка плачущая кровавыми слезами. Почему она получила отклик? Потому что рисовало сердце. Я чувствовала то, что испытывала вся Украина. С помощью этого образа я передала то, что говорил каждый в этот момент.

Вне зависимости от того, что будет происходить на политической арене, самое главное для нас уже случилось.

Самое страшное — когда ты сидишь дома с двадцатью открытыми ссылками, стримами и онлайн-включениями, понимая, что ты — простой наблюдатель. Когда ты привозишь лекарства, помогаешь, чем можешь, тебе гораздо легче воспринимать все происходящее. Я, например, рисую иллюстрации и понимаю, что делаю что-то полезное.

У нас в стране был преодолен важный момент. Раньше люди боялись жить среди нелюдей, а до сегодня люди боялись быть людьми. Но сейчас у нас произошел перелом, мы перестали страшиться собственной человечности. Вся истинная гуманность очень активно проявляется именно сейчас на Майдане.

Когда я нарисовала Богородицу, не смогла ее опубликовать. В ней очень чувствовалась личная открытая рана, мне не хотелось демотивировать людей.

Это очень тонкий образ, нужны особые условия, чтобы осознать его полностью. В нем можно прочитать грусть и боль, но в то же время любовь и сострадание. Это образ глубокой трансформации, а трансформация это, по сути, и есть жизнь.

Когда я смотрю на бабушек с кастрюлями на головах, на девушек, которые нарезают хлеб для митингующих, на мам, которые падают на колени и закрывают своими телами ребят, которых избивают, у меня на устах одно слово — это любовь.

Я рада, что у украинского народа что-то вырвалось из груди. Что-то, что можно назвать свободой. Это говорит о том, что люди в этой стране живы. Они думают, чувствуют и реагируют. В Европе, на мой взгляд, все только делают вид, что живут. Особенно в крупных городах. Люди живут по четким схемам и шаблонам. Просто роботы какие-то.

Пока все события были связаны с политикой и вступлением в Евросоюз, мои чувства были достаточно смешанными. Я ведь жила пять лет в Европе и могу сказать, что там очень много безработных, а у тех, у кого работа есть, проблем не меньше. Экономика Италии, например, находится в достаточно нестабильном состоянии.  

Вне зависимости от того, что будет происходить на политической арене, самое главное для нас уже случилось.

Сейчас очень важно не впасть в панику, а трансформировать подобные эмоции во что-то полезное.

Когда я смотрю на этих бабушек с кастрюлями на головах, на девушек, которые нарезают хлеб для митингующих, на мам, которые падают на колени и закрывают своими телами ребят, которых избивают, у меня на устах одно слово — это любовь. Без нее воля, сила и любая идея могут приобрести негативный окрас. Любовь — это как секретный ингредиент бабушкиного пирога, который делает блюдо особенным.

Сейчас очень важно не впасть в панику, а трансформировать подобные эмоции во что-то полезное. Вы поймите, для нас уже все произошло. Поэтому сейчас очень важно, чтобы каждый из нас сохранил в себе то массовое чувство единения, общался с окружающими его близкими и не очень людьми, разделяя с ними это ощущение единства. Вот так я вижу сегодня концепцию Майдана.

Многое, из того, что я рисую, мне снится по ночам. У меня есть каждодневный ритуал просыпаться и записывать все в «айфон». Ведь во сне подсознание гораздо ярче выражено, чем днем в бытовых проблемах. Поэтому во сне рождаются более чистые образы, без примесей.

То, что происходит сегодня в нашем обществе — это рождение нового сознания. Сквозь весь этот ужас, который мы наблюдаем сейчас, рождается новый человек в каждом из нас, с новыми понятиями о стране, в которой мы живем, с новыми внутренними установками.

Когда только начались все эти ужасные побоища, мне стали сниться монстры. Во сне я думала о том, насколько комично наше правительство. Не могу сказать, что эти монстры были ужасными, скорее, неуместными и нелепыми.

Вот эти рисунки у меня родились исходя из реакции Януковича на то, что «Беркут» ночью побил студентов на Майдане. Янукович тогда просто пожал плечами и все. Как такое возможно?

Для меня нынешнее правительство — это дети, которых просто никто не научил как можно, а как нельзя и, самое главное, почему нельзя. Которым никто не служил образцом для подражания. Они нашкодили и теперь просто боятся наказания взрослых. Люди на Майдане очень отважные, многим нечего терять. У них уже все отняли: у кого-то работу или бизнес, а у кого-то возможность на качественные образование и условия жизни. А вот у представителей правительства есть что терять во всех смыслах. Они, мне кажется, из-за страха просто обезумели там все.

Чем все закончится? Я думаю, что наступит весна во всех пониманиях. И у нас очень много работы. Сейчас никто в розовых очках не пребывает. Поэтому важно интегрировать в себя весь тот опыт, который дал нам Майдан и продолжать строить свою страну.

Последнее время увлекаюсь классической и электронной музыкой без слов.

Я очень много слушаю разных мантр. Еще мне нравится грузинский хор. Их голоса переплетаются, входят в душу и полностью заполняют тебя чем-то светлым.

Также слушаю Джона Хопкинса, Halo, Gold Panda и Bonobo.

Мое открытие в мире кино — это российский режиссер Иван Вырыпаев, который сейчас работает художественным руководителем московского театра «Практика». Его последний фильм «Танец Дели» меня очень впечатлил. В этой картине люди говорят твоими мыслями. И ты понимаешь, что мы — едины, цели и мысли у нас коллективные. Посмотрите обязательно.

Понравился документальный фильм «Дом». Он о планете, о загрязнении окружающей среды. Еще посмотрите фильм «Самсара» и «Сансара». Это две удивительные медитативные картины, очень разные по смыслу, но одинаково прекрасные по силе образов.

Недавно посмотрела немой немецкий фильм 1927 года «Метрополис». Он о добре и зле, о любви человеческой и божественной.  Посмотрела фильм «Ганди» — оказался очень своевременным для меня.

Советую всем прочесть книгу «Шантарам» Грегори Робертса, которую я прочувствовала и получила от этого огромное удовольствие.

Еще прочитала серию рассказов «Ежик в тумане» и нахожу их просто гениальными. Там столько мудрости и доброты.

Мне сейчас сложно читать. Все мысли заняты событиями в стране и мне крайне трудно сконцентрироваться на чем-то другом.

Сегодня меня очень манит Дальний Восток и степная Россия. Но для начала нужно осознанно понять, для чего я туда еду. Если хочу увидеть, к примеру, северное сияние под Норильском на плато Путорана — окей. Для меня важно понять, что это новые открытия, а не просто побег от реальной жизни.

Когда я была в Катманду, наблюдала за людьми из Европы или Штатов, которых про себя называла беглецами, понимая, что доля этого лицемерия во мне тоже была в тот момент. Мы уходили от себя, прятались от своих страхов в каком-то другом месте, прикрываясь будто бы высшими целями и псевдодуховностью.

Пока в тебе живет страх, не стоит ехать так далеко, чтобы найти духовное равновесие. Его важно обрести здесь и сейчас. И в Европе, в той же Италии тебе будет плохо, и в Катманду, и в своей родной стране тоже.

Милан — достаточно холодный город. Если твоя профессия не связана с модой, то в принципе в этом городе тебе делать нечего. Особой альтернативы там нет. В Милане я очень тосковала по Киеву. Там все думают не сердцем, а головой. Это, конечно, хорошо, но это делает жителей этого города несчастными. Человек должен быть там, где его сердце и мысли объединяются. А мое сердце в Киеве.

Я была месяц в Гималаях. Это самое прекрасное, что могло со мной произойти. Ничего более удивительного я пока не видела.

Иногда планы вызывают чувство фрустрации у людей, поэтому с ними нужно быть осторожными. Ведь вместе с планами мы часто думаем и о каких-то надеждах, но это неправильно. Жизнь весьма часто предлагает очень неожиданные варианты развитий событий, их можно просто не заметить, пока будешь зациклен на своих грандиозных планах. Иначе можно вечно планировать, но тогда не останется времени на саму жизнь.

Думаю, что буду продолжать рисовать. Просто я не могу этого не делать.

Катерина Гриценко
Фото: Ирина Матвиюк
Иллюстрации: Саша Годяева. Автор копии на иллюстрациях "RAZOM NAS MORE": Антонина Никишина

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 3 комментария

Лучшие комментарии
29.01.14 17:34
2
Шуничка молодец!
30.01.14 12:08
2
fozz95
дай бог тебе здоровья, Сашуня
Шуня!