Мирослава Хартмонд — владелица и управляющий директор Triptych: Global Arts Workshop и научный сотрудник Оксфордского университета.
Мы говорили о детстве в городе Оксфорд. О ранних поисках себя, интеллектуальном поле города, которое формирует мировоззрение, и с которым и сегодня ее связывает судьба. О научной работе, и почему взращивание новых научных кадров важно для имиджа Украины в мире. О культурно-дипломатической миссии Мирославы, которая решила соединить исследовательскую и галерейную деятельность. О том, как представлять украинское искусство за рубежом и формировать новый высококультурный образ Украины в мире.
Я — культурный дипломат. Человек, который соединяет теорию и практику: исследует культурные процессы и внедряет их в жизнь.
Кто я? До недавнего времени ответила бы так: академик, исследователь. Но сегодня понимаю, что я, скорее, — культурный дипломат. Человек, который соединяет теорию и практику: исследует культурные процессы и внедряет их в жизнь. Я категорически не считаю себя галеристом или арт-менеджером по призванию. Для меня галерея — скорее площадка для самовыражения и проведения исследований.
Не так давно я осознанно решила вернуться в Киев, отложив написание докторской диссертации, чтобы взять в свои руки бразды правления галереи «Триптих», которая уже четвертый год находится в моей собственности, но ее прежний формат изжил себя. В сентябре 2014 года я провела ребрендинг, и «Триптих» стал Triptych: Global Arts Workshop. За этот год мы провели масштабный выставочный проект работ Ивана Марчука из моей частной коллекции к 80-му юбилею «живого гения» и два дипломатических проекта — выставку тактильной живописи Карлоса Гарсии Лаоса под эгидой Посольства Испании и выставку турецкой художницы Джанан Бербер, которая многие годы сотрудничает с UNICEF, под патронатом Посольства Турции.
Я один из самых младших научных сотрудников Оксфордского университета. Моя научная работа о культурно-дипломатическом потенциале Украины. Основная цель — понять, каким образом Украина может позиционировать себя на международной арене с помощью культуры. Ведь для мирового сообщества, Россия — это не только ВВП, но еще и Толстой с Достоевским, а Украина — это, простите, где? Сейчас ценой крови нации узнали, что Украина — не Россия, но культурная топография нашей территории еще не прописана в сознании иностранцев — даже самые просвещенные люди иногда путают наши страны.
Для меня галерея — скорее площадка для самовыражения и проведения исследований.
Работа галереи лежит в основе моего исследовательского труда для Оксфордского университета. Это моя научная лаборатория, мой «кейс» по кризисному культурному менеджменту, где я ставлю эксперименты и изучаю реакцию публики. Например, картины Карлоса можно было «увидеть руками» — к проекту могли приобщиться даже люди с ограниченными зрительными возможностями.
Я — британка украинского происхождения. У меня с раннего возраста было две семьи. Выросла я в Оксфорде с отцом, а после продолжительное время жила в Лондоне. В детстве я сперва научилась читать на английском языке, но после — сразу на украинском и на русском. С пяти лет со мной занимались репетиторы — один день русским, другой — украинским. Тогда это казалось адской затеей.
Город Оксфорд — как механизм часов — очень компактный и с большим количеством разных составляющих. Он действительно всегда заведен. Там невероятно бешеный темп жизни при том, что индивидуальный быт большинства горожан достаточно размерен.
Я один из самых младших научных сотрудников Оксфордского университета.
Когда впервые попала в Оксфордский университет, мне запомнился огромный зал Школы богословия, созданный в готическом стиле. В фильмах серии «Гарри Поттер» он играет роль актового зала Хогвартса. Это удивительнейшее здание и одно из первых в мире, где установили высоченные стеклянные окна. Такое решение было принято для того, чтобы монахи могли максимально долго пользоваться световым днем и работать.
Мой визуальный опыт с ранних лет был очень насыщенным. Я, как Алиса в стране чудес, жила в сказочном и очень закрытом самобытном микромире с удивительной архитектурой. С раннего детства я сталкивать с мировыми шедеврами архитектуры — готика, барокко, неоготика — все это окружало меня двадцать четыре часа в сутки.
Пять дней в неделю я училась в консервативной женской школе в графстве Суррей, где даже верхняя одежда и чулок были форменными, зато в субботу и воскресенье красила ногти черным цветом, наносила готический мейкап и репетировала хард метал песни со своей группой в гараже или отправлялась в Лондон покорять Кэмден-таун или Лейстер-сквер. В рокерском андеграунде преобладал мужской пол, поэтому я могла спокойно отдыхать от школьного эстрогенного поля. В 18 лет я закончила школу и колледж, войдя в топ-10 по результатам и пришла на выпускной в кожаном корсете и бальной юбке длинной до пола, тоже из кожи, с твердой мыслью о том, что мой путь — тяжелая музыка. Тогда две мои семьи — лондонская и киевская — решили, что меня нужно спасать от андеграунда и отправили на «свободный год» в Киев.
Веду дневник своих сновидений. Я вообще считаю, что человеческое подсознание — огромный источник вдохновения.
В Киев я приехала совершенно неподготовленной: в косухе, с выбритым затылком и с гитарой (хэтфилдовский ESP Explorer 1982 года). Говорила с изрядным акцентом. Поступила как иностранная студентка на факультет международного права в КИМО, принялась учить французский язык и искусство хождения на каблуках. Это может казаться тривиальным, но, скажу я вам, это тот еще подвиг для тех, кто не умеет выражать себя через свою женственность. Заархивировала свою «темную сторону», окончила КИМО с красным дипломом и чухнула обратно в Оксфорд на магистратуру.
В моей жизни практически отсутствует рутина. Условно говоря, я могу в три часа ночи начать писать научную статью. Или встать ни свет ни заря и говорить по Скайпу с нашим нью-йоркским дизайнером. Я, конечно, стремлюсь к тому, чтобы эффективно планировать свой день. Начинать утро с йога-асан и медитативных практик. Но поверьте — не всегда получается.
Я веду дневник своих сновидений. В первые секунды пробуждения обязательно записываю ключевые слова и обрывки снов. Мне очень часто приходят идеи во сне в форме каких-то символов, картинок, персонажей. Я вообще считаю, что человеческое подсознание — огромный источник вдохновения. Я перерабатываю за день такое количество информации, что понять, что мое, а что нет, под силу только подсознанию.
Беспрекословный залог восстановления — это одиночество и минимум слов.
Беспрекословный залог восстановления — это одиночество и минимум слов. Обычно в это время я занимаюсь восточными практиками, медитацией, йогой или просто слушаю музыку. Чтобы заземлиться и обнулиться, я включаю жесткую музыку. Три часа вот такого хард метала — и я полностью заряжена и готова работать дальше.
Я вернулась в Украину, потому что нашла идею, за которую хочу бороться — с помощью своего времени и всех своих ресурсов. Я очень хочу развивать культурно-дипломатическую стратегию нашей страны. Мне кажется, что сегодня Украина как государство культивирует имидж некой жертвенности, наивности, ограниченности. Мы делаем слишком сильный упор на народную культуру и все никак не можем пойти в наступление с помощью современного искусства и высокой культуры. Я все жду, когда мы скажем о том, что у нас есть и что мы сделали, а не о том, чего нет и как нам от этого грустно.
Украинцы недостаточно знают свое искусство, чтобы кто-то им мог навязывать мнение о том, кем они могут гордиться. Многие ли знают, что первой женщиной-художником, чьи работы приобрел Лувр, была украинка Мария Башкирцева? Пусть каждый для себя найдет того художника, кто ближе всего по духу. Давайте вместе гордиться киевским периодом Врубеля и Малевича, украинской советской живописью и монументальной скульптурой, победами современных художников на мировых конкурсах.
Украинцы недостаточно знают свое искусство, чтобы кто-то им мог навязывать мнение о том, кем они могут гордиться.
В миру слушаю интеллигентный пост-рок и саундтреки — это то, что я слушаю в галерее. Обожаю Мусоргского и Вагнера.
Наедине с собой же продолжаю познавать глубины андеграунда. Коллекционирую винил. Люблю блэк, дум, стоунер и сладж, оккультный рок и психоделику. Среди моих любимых групп Electric Wizard, Deathspell Omega, The Devil’s Blood, Urfaust и The Doors.
Почти каждый год совершаю паломничество на нидерландский фестиваль Roadburn. Думаю, что это самый продвинутый фестиваль тяжелой, психоделической и экспериментальной музыки в мире.
Для меня кинематограф — это возможность эмоционально пережить то, что совершенно выходит за пределы моей вселенной.
Покупаю больше книг, чем реально читаю. Когда читаю, часто конспектирую. Читаю одновременно с дюжину книг, в основном, научную литературу в сфере международных отношений и искусства. Люблю классику психоанализа: «Тотем и табу» Фрейда, «Анатомию человеческой деструктивности» Фромма, «Красную книгу» Юнга. Прежде всего за стилистическую изящность.
Для души сейчас читаю «Бестиарий любви» Ришара де Фурниваля, средневековую сатирическую аллегорию, которая раскладывает весь спектр взаимоотношений мужчины и женщины, а также «Черный альбом» британца Ханифа Курейши о Лондоне конца 1980-х, который показывает, что исламский экстремизм и террористический беспредел — дело цикличное.
Под чутким руководством Татьяны Терен, культурного редактора «Украинской Правды», знакомлюсь с современной украинской литературой. С большим интересом прочитала ее «RECвизиты», интервью с современными украинскими писателями. Из «СучУкрЛита» понравилась «Згори вниз. Книга страхів» Тани Малярчук.
Для меня кинематограф — это возможность эмоционально пережить то, что совершенно выходит за пределы моей вселенной. Люблю трансцендентное кино о других вселенных внутри нас — «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ и «Другие ипостаси» Кена Рассела, «британского Феллини».
Кайфую от искусной «чернухи», как «Экс-ударник», «На игле», «Морверн Каллар», «Головой о стену», «Бритоголовые», «Все умрут, а я останусь». Что общего в этих фильмах? Они показывают, что человечество разделено в меньшей степени по национальному признаку, и в большей степени — по классовому. А еще там потрясающая музыка.
Я вернулась в Украину, потому что нашла идею, за которую хочу бороться — с помощью своего времени и всех своих ресурсов.
Очень люблю шотландский город Глазго — обожаю там бывать. В нем много удивительных, закопченных зданий девятнадцатого века. Широкие бульвары, линейные и с размахом. Понимаешь, что даже самые унылые и функциональные строения викторианской эпохи дают фору современным коробкам. Север Англии, с его постиндустриальной эстетикой — это та еще романтика! Недавно вернулась после научной конференции в Шеффилде, городе-побратиме Донецка.
Если бы меня спросили, с каким городом я себя больше всего отожествляю? Я бы ответила, что с Берлином. Это город, который не стесняется своих шрамов — он их не прячет. В нем сочетается постсоветский восток и прекрасный, европейский, сытый Запад.
Киев. До сих пор смотрю на этот город глазами приезжего, негодующего по поводу убитого состояния этой величественной средневековой столицы. С детства люблю, когда цветут каштаны. Мое «место силы» — мемориальный комплекс от обелиска на Площади Славы до Родины-матери.
2016 год у меня расписан полностью. Поеду минимум на три международные конференции с научными докладами, пишу статьи и публикации о декоммунизации и спортивных мегаивентах на постсоветском пространстве. Участвую в программе культурного лидерства ЕС и Восточного партнерства «Культура и креативность». Готовлю ряд альбомов-монографий и выездных выставок на базе собственной коллекции украинской живописи.
А еще у меня есть маленькая мечта — собирать в рамках нашей с Леной Скачковой новой благотворительной инициативы «CAN! (Charity_Art_Niche)» минимум $1000 в месяц в поддержку фонда «Таблеточки».
Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий
Написать комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Спасибо! Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо!
Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо!
Вы успешно подписались на комментарии!
Редактировать комментарий
Ответить на комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо! Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо! Вы успешно подписались на комментарии!