Рецензия на фильм «Я, Алекс Кросс»

Опубликовано 19 октября 2012 г.

Тайлер Перри, Жан Рено, Рэйчел Николс и Мэттью Фокс (Джек Шеппард из «Lost», похудевший и накаченный, изменившийся до неузнаваемости) в новой экранизации романов Джеймса Паттерсона, снятой режиссером «Форсажа» и «Трех иксов».


Полицейский-психолог Алекс Кросс счастлив — у него беременная жена, верные друзья и интересная работа: Кросс специализируется на преступниках, у которых мозги набекрень. Его новое дело обещает быть особенно увлекательным: какой-то садист (на месте преступления буквально «не нашли пальчиков») замучил красивую китаянку и, похоже, подбирается к ее боссу — влиятельному миллиардеру из Франции. Как заведено у маньяков, он оставил Кроссу подсказку, и тот, разгадав шараду, помешал очередному убийству. Вечером трудного дня напарник спросил у Кросса, не стоит ли им теперь опасаться мести, и тот ответил «нет». Он ошибся.

В прошлых экранизациях Джеймса Паттерсона Алекса Кросса играл Морган Фримен — его твидовый пиджак, вкрадчивый голос и грустный осмысленный взгляд были чрезвычайно уместны в контексте психологического детектива. Нашему времени — новый герой: интеллигентного Фримена сменил Тайлер Перри — двухметровый детина, ловчее управляющийся с обрезом, чем с основами психоанализа. Перри — комик, прославившийся номерами, в которых он изображает многопудовую черную тетеньку Мадею. Так что, эта роль — смелый и не вполне объяснимый эксперимент, как если бы Андрея Данилко пригласили играть Жеглова в новейшей экранизации братьев Вайнеров. То, что он не самая подходящая кандидатура, кажется, понимали даже создатели фильма — наверное, поэтому в кадре за Перри говорит другой актер. Впрочем, бог с ним, с мискастом — это не главная здешняя беда.

Получив триллер без жанровых штампов, насмотренный зритель чувствует себя обделенным, триллер без жанровых штампов  — все равно, что торт без ромовой вишенки на макушке. В «Кроссе» штампов полно, но синефильского удовлетворения они не вызывают. Дело не в том, что все это мы видели раньше. Дело в том, что тут жанровые стандарты обыгрываются совсем уж без вдохновения. Нарезав ломтиками очередную жертву, убийца достает из кармашка мольберт и садится в уголке рисовать картину — не потому, что у него плохо с головой. Просто так полагается действовать уважающему себя маньяку. Будь в этом намек на юмор или хотя бы иронию, не было бы вопросов и к Тайлеру Перри — в пародии он был бы на месте.

Ничуть не бывало: самую феерическую дичь сценаристы несут с абсолютно серьезными лицами, а единственная (сомнительная) шутка заключается в том, что героя Жана Рено зовут Леоном.

Интеллектуальные кошки-мышки, без которых немыслим правильный триллер, практически незаметны на фоне беготни и взрывов — двух китов, на которых стоит современный студийный фильм (учитывая, что ставил «Кросса» автор «хХх» и «Форсажа» Роб Коэн, это не то, чтобы неожиданность). Да и «интеллектуальные» в данном случае — большое преувеличение.

Единственное, что «Алекс Кросс» без потерь наследует у классических старомодных триллеров, это яркий злодей. Мэттью Фокс, внешне напоминающий Кристиана Бэйла в «Машинисте», вписался в образ психопата с навыками, как влитой. И то, что достоверный распад личности он дает не столько в силу актерских способностей, сколько за счет личного опыта — к делу, пожалуй, не относится.

Оценка: 5/10.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 0 комментариев