Рассел Кроу и Дженнифер Коннелли в самом высокобюджетном фильме Даррена Аронофски («Реквием по мечте», «Черный лебедь»).
Аронофски, может, и не разгадал замысел Создателя, но точно многому у него научился. 8 из 10.
«Ной» — одно из самых глубоких, сложноустроенных и в то же время трезвых высказываний о природе веры.
Праведник Ной, живущий с семьей вдалеке от крови, суеты и зловония, которые потомки Каина считают цивилизацией, видит нехорошие сны. В них змея исторгает из своего чрева другую змею, бьется налитым бурым сердцем яблоко в Эдемском саду, парят в толще воды мертвецы.
Через сны с Ноем говорит Бог, но что именно хочет сказать Творец, он поймет, лишь испив отвара дедушки Мафусаила (знатока и ценителя специальных ягод и трав). Ной вернется к жене с пренеприятнейшим известием. Так, дескать, и так, Создатель разочаровался в собственном создании. Нам нужна лодка побольше.
Расселу Кроу уже доводилось сообщать Дженнифер Коннелли, что он знает то, о чем не догадываются остальные. Но тут другое дело. На дворе плюс-минус 1500 год от Сотворения мира. Во всей округе нет ни одной аптеки, в которой продавали бы аменазин, и помощи ждать неоткуда. Бремя этого знания Ною придется нести самому. Сгущаются тучи.
Как и история человечества, новый фильм Даррена Аронофски легко делится на две части — до Потопа и после. Строго говоря, это, вообще, два разных фильма. Первый — беглый пересказ Ветхого Завета, сработанный в традициях научно-популярных телеканалов и легкомысленного фэнтези.
Он нужен Аронофски для того, чтобы ввести зрителя в курс дела и освоить 130 миллионов бюджета (что примерно в 5 раз больше, чем стоили все его предыдущие фильмы вместе).
Вторая — почти камерная драма о преступлении и наказании. И, если, глядя на падших ангелов, более уместных в ремейке какой-нибудь «Бесконечной истории», чувствуешь разочарование (нет, это не Эммерих…), то ближе к финалу облегченно вздыхаешь: нет, это не Эммерих!
Выполнив обязательства перед инвесторами, считающими, что Ветхий Завет — подходящий материал для блокбастера. Аронофски седлает любимого конька.
Отрадно констатировать, что автор «Черного лебедя» — снова на пике формы. Для того, чтобы втянуть зрителя в диалектические «игры разума», ему больше не нужны лобовые метафоры. Пожалуй, «Ной» — одно из самых глубоких, сложноустроенных и в то же время трезвых высказываний о природе веры.
Верующих, чьи чувства, разумеется, снова оскорблены, можно понять. Ревизионистская идея придать (пусть даже силами прекрасных актеров) библейским архетипам мотивацию, плоть и характеры, только подчеркивает несуразность истории. К тому же, издевательски следуя букве первоисточника в мелочах, Аронофски ловко игнорирует его дух.
Он задает вопросы. А всякие вопросы губительны для веры: ты либо веришь, либо спрашиваешь.
Наблюдать за тем, как Аранофски играет со Светом и Тенью, куда увлекательней, чем смотреть на бушующие волны и колченогих исполинов в 3D.
Свобода воли — это дар, проклятие или ее вовсе не существует? Где кончается благодать и начинается чистое безумие? Где Он? Чего от нас хочет? За что?
Решать тебе — это и есть твое наказание. Ответов снова не будет. Даррен Аронофски, может, и не разгадал замысел Создателя. Но точно многому у него научился.
Оценка: 8/10.
Напиши свою рецензию на фильм «Ной» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.
Все: Спасибо, Господи! Аллилуйя!
И только хромой сторож не согласен. В его клочковатых усах сжатые в лезвие губы замерли неслышимым протестом. Но кому какое дело. Всем же - спасибо.