Рецензия на фильм «Нимфоманка. Часть 2»

5
Опубликовано 8 марта 2014 г.

Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгорд и другие во второй части скандального проекта Ларса фон Триера.

Триер снова великолепный рассказчик. И у него, вопреки слухам, упорно циркулирующим со времен «Антихриста», очень хорошо с головой. 8 из 10.


«Правильных» ответов не будет. Триер не собирается ставить точку, ему нравится сам процесс.

Падшая женщина Джо продолжает рассказывать приютившему ее пожилому еврею Селигману историю своей жизни. В ход идут новые подробности и новые сексуальные архетипы, появляются новые лица и предметы. Удо Кир и ложки. Джейми Белл и восьмихвостая плетка. Пара негров в дешевом отеле. Девушка и пистолет.

Селигман читал про Вавилонскую блудницу. Но тут размах покруче: у Джо между ног черная дыра, норовящая поглотить все сущее. Железнодорожные составы, материнская любовь, Бог, церковь, общество, цивилизация и столовое серебро — все проваливается в эту бездну. Селигман неопытен и невинен. Но с каждой рассказанной главой ему все труднее оставаться безответным слушателем и беспристрастным судьей. К состраданию и чистому антропологическому интересу, которые он испытывал к Джо в начале рассказа, начинает примешиваться что-то еще.

Поместив своей героине пониже пупка целую вселенную, Ларс фон Триер убил всех лисичек и оленей, по которым промазал в «Антихристе». Во-первых, он осуществил свою давнюю мечту — снял практически «честное» порно с хорошими и знаменитыми актерами (нет слов, чтобы описать, как жаль, что в свое время Ларс не дожал Николь Кидман). А во-вторых, открыл новые горизонты в искусстве троллинга — жанре, в котором ему и раньше не было равных. Тайлер Дарден о таком не мечтал. Борат и Бруно в сравнении с ним — тихие алтарные мальчики.

Согласитесь, не многим удается поговорить со зрителем о ключевых различиях между православием и западной христианской традицией, натурально показывая ему с экрана болт. Никогда еще Ларсу не выпадало золотой возможности на вопросы вроде «где вы черпаете вдохновение?» ответить столь прямо и в рифму.

Ларс фон Триер лучше других знает, что стоит чуть изменить ракурс, и вот все уже не то, чем казалось секунду назад. Кажется, только что ты вглядывался во влагалище, надеясь разглядеть там ответы на главные вопросы вселенной. Но стоит наклонить голову, и оказывается, что это глаз, который, наоборот, пристально вглядывается в тебя. Хотите верьте, хотите — нет, но ради этого нехитрого приема и затеян собственно фильм.

Триер ловко разбрасывает приманку, зная, что интеллектуальный зритель обязательно клюнет и начнет искать второе, третье, шестнадцатое дно. Тут чумазая русская иконка «под Рублева», там — замаскированный под чудо богоявления оргазм. Но как только ты начинаешь думать, что разобрался со здешним символическим рядом и понял, кто есть кто, Триер прямым текстом объясняет тебе, какой ты лох, и как вульгарны твои трактовки.

«Правильных» ответов не будет. Триер не собирается ставить точку, ему нравится сам процесс.

Конечно, нормальному человеку это интересно не больше, чем псевдопорнушка, главная роль в которой самым садистским образом отдана Шарлотте Генсбур.

Но есть и хорошие новости. Триер снова великолепный рассказчик. И у него, вопреки слухам, упорно циркулирующим со времен «Антихриста», очень хорошо с головой.

От его нового фильма не оторваться. А, если оставить в стороне библейские аллюзии, то все моментально станет на свои места. Джо — не мессия и не антихрист. Она — Ларс фон Триер. Это свои слова он вкладывает в ее (порой, половые) губы. Это он и никто другой заявляет через нее о своих правах — внятно и с неумолимой логикой. О праве называть негров «неграми» и раздавать медали педофилам. О праве тыкать гениталиями в лицо лицемерному обществу. О праве иметь почтенную публику тогда, столько и так, как вздумается. В конце концов, о праве спустить курок, когда наскучит схоластика.

Глава, в которой Джо подводит ее инструмент, и она перестает что-либо чувствовать, это, пожалуй, исповедальный вздох по временам «Рассекая волны» или, скажем, «Танцующей в темноте» — когда Триер умел не только блистательно поглумиться, но и довести себя и зрителя до, пускай болезненного, но все-таки оргазма.

Но ключевая сцена — та, в которой Джо, пытаясь избавиться от всего, что напоминает ей о сексе, обнаруживает, что прекрасно заводит себя сама. Вот это и есть новый манифест Ларса, его новая Догма, его декларация независимости. Он вожделеет себя, он — свой главный собеседник, свой судья и своя публика. Только он может себя удовлетворить в полной мере. Нам остается только подглядывать.

Оценка: 8/10.


Напиши свою рецензию на фильм «Нимфоманка. Часть 2» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 5 комментариев
  • Побитый Поливальщик 9 марта 2014 г. 14:39
    Я отказываюсь воспринимать эту рецензию, пока к ней не прикрепят фотографию Зимоглядова, испытующего оргазм.
  • Sergey Tchetchelev   11 марта 2014 г. 21:08
    А затем, что она из двух частей состоит. Здесь ошибка скорее в заголовке, чем в том, что есть рецензия.
  • Максим Комлев   9 марта 2014 г. 0:37
    А нахера давать рецензию на вторую часть, если не писали про первую?
  • Анжелика 9 марта 2014 г. 1:59
    Чтобы ты завалил свое грязное хлебало и не открывал его больше никогда, вот нахера.
  • Джокер 9 марта 2014 г. 11:03
    Девушка, вы такая злая, не смотрите больше Триера, он на вас плохо влияет.

Лучшие комментарии
09.03.14 11:03
26
Джокер
Девушка, вы такая злая, не смотрите больше Триера, он на вас плохо влияет.
09.03.14 14:39
7
Побитый Поливальщик
Я отказываюсь воспринимать эту рецензию, пока к ней не прикрепят фотографию Зимоглядова, испытующего оргазм.
09.03.14 1:59
6
Анжелика
Чтобы ты завалил свое грязное хлебало и не открывал его больше никогда, вот нахера.
А нахера давать рецензию на вторую часть, если не писали про первую?