Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгорд и другие во второй части скандального проекта Ларса фон Триера.
Триер снова великолепный рассказчик. И у него, вопреки слухам, упорно циркулирующим со времен «Антихриста», очень хорошо с головой. 8 из 10.
«Правильных» ответов не будет. Триер не собирается ставить точку, ему нравится сам процесс.
Падшая женщина Джо продолжает рассказывать приютившему ее пожилому еврею Селигману историю своей жизни. В ход идут новые подробности и новые сексуальные архетипы, появляются новые лица и предметы. Удо Кир и ложки. Джейми Белл и восьмихвостая плетка. Пара негров в дешевом отеле. Девушка и пистолет.
Селигман читал про Вавилонскую блудницу. Но тут размах покруче: у Джо между ног черная дыра, норовящая поглотить все сущее. Железнодорожные составы, материнская любовь, Бог, церковь, общество, цивилизация и столовое серебро — все проваливается в эту бездну. Селигман неопытен и невинен. Но с каждой рассказанной главой ему все труднее оставаться безответным слушателем и беспристрастным судьей. К состраданию и чистому антропологическому интересу, которые он испытывал к Джо в начале рассказа, начинает примешиваться что-то еще.
Поместив своей героине пониже пупка целую вселенную, Ларс фон Триер убил всех лисичек и оленей, по которым промазал в «Антихристе». Во-первых, он осуществил свою давнюю мечту — снял практически «честное» порно с хорошими и знаменитыми актерами (нет слов, чтобы описать, как жаль, что в свое время Ларс не дожал Николь Кидман). А во-вторых, открыл новые горизонты в искусстве троллинга — жанре, в котором ему и раньше не было равных. Тайлер Дарден о таком не мечтал. Борат и Бруно в сравнении с ним — тихие алтарные мальчики.
Согласитесь, не многим удается поговорить со зрителем о ключевых различиях между православием и западной христианской традицией, натурально показывая ему с экрана болт. Никогда еще Ларсу не выпадало золотой возможности на вопросы вроде «где вы черпаете вдохновение?» ответить столь прямо и в рифму.
Ларс фон Триер лучше других знает, что стоит чуть изменить ракурс, и вот все уже не то, чем казалось секунду назад. Кажется, только что ты вглядывался во влагалище, надеясь разглядеть там ответы на главные вопросы вселенной. Но стоит наклонить голову, и оказывается, что это глаз, который, наоборот, пристально вглядывается в тебя. Хотите верьте, хотите — нет, но ради этого нехитрого приема и затеян собственно фильм.
Триер ловко разбрасывает приманку, зная, что интеллектуальный зритель обязательно клюнет и начнет искать второе, третье, шестнадцатое дно. Тут чумазая русская иконка «под Рублева», там — замаскированный под чудо богоявления оргазм. Но как только ты начинаешь думать, что разобрался со здешним символическим рядом и понял, кто есть кто, Триер прямым текстом объясняет тебе, какой ты лох, и как вульгарны твои трактовки.
«Правильных» ответов не будет. Триер не собирается ставить точку, ему нравится сам процесс.
Конечно, нормальному человеку это интересно не больше, чем псевдопорнушка, главная роль в которой самым садистским образом отдана Шарлотте Генсбур.
Но есть и хорошие новости. Триер снова великолепный рассказчик. И у него, вопреки слухам, упорно циркулирующим со времен «Антихриста», очень хорошо с головой.
От его нового фильма не оторваться. А, если оставить в стороне библейские аллюзии, то все моментально станет на свои места. Джо — не мессия и не антихрист. Она — Ларс фон Триер. Это свои слова он вкладывает в ее (порой, половые) губы. Это он и никто другой заявляет через нее о своих правах — внятно и с неумолимой логикой. О праве называть негров «неграми» и раздавать медали педофилам. О праве тыкать гениталиями в лицо лицемерному обществу. О праве иметь почтенную публику тогда, столько и так, как вздумается. В конце концов, о праве спустить курок, когда наскучит схоластика.
Глава, в которой Джо подводит ее инструмент, и она перестает что-либо чувствовать, это, пожалуй, исповедальный вздох по временам «Рассекая волны» или, скажем, «Танцующей в темноте» — когда Триер умел не только блистательно поглумиться, но и довести себя и зрителя до, пускай болезненного, но все-таки оргазма.
Но ключевая сцена — та, в которой Джо, пытаясь избавиться от всего, что напоминает ей о сексе, обнаруживает, что прекрасно заводит себя сама. Вот это и есть новый манифест Ларса, его новая Догма, его декларация независимости. Он вожделеет себя, он — свой главный собеседник, свой судья и своя публика. Только он может себя удовлетворить в полной мере. Нам остается только подглядывать.
Оценка: 8/10.
Напиши свою рецензию на фильм «Нимфоманка. Часть 2» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.
Написать комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Спасибо! Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо!
Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо!
Вы успешно подписались на комментарии!
Редактировать комментарий
Ответить на комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо! Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо! Вы успешно подписались на комментарии!