Рецензия на фильм «Корпорация “Святые моторы”»

3
Опубликовано 25 октября 2012 г.

Дени Лаван, Ева Мендес и Кайли Миноуг в первом полнометражном фильме Леоса Каракса, автора картин «Дурная кровь» и «Любовники с Нового моста», за 13 лет.


Мсье Оскар выходит из дому, раскланивается с соседями, усаживается в белоснежный лимузин. Красивая седовласая дама за рулем сообщает, что на сегодня у него назначено девять встреч.

Каракс по большей части коммуницирует с самим собой.

Первая, разумеется, на мосту: переодевшись нищенкой, мсье Оскар в окружении телохранителей будет жаловаться безучастным прохожим на то, что слишком долго живет и боится, что уже никогда не умрет.

Мсье Оскару некогда сидеть на месте, сегодня ему нужно многое успеть. Он совокупляется с усыпанной блестками девушкой-угрем, наряжается Говном (и ведет себя соответственно), возглавляет небольшой, но запредельно бойкий парад баянистов, несколько раз убивает себя, становится свидетелем тому, как Кайли Миноуг пикирует черепушкой на мостовую с крыши парижского ЦУМа: обычный день, завтра будет такой же.

«Святые моторы» — первый полнометражный фильм Лео Каракса за последние полтора десятка лет. Говорят, ему не давали снимать — теперь окончательно ясно почему. Каракс не из тех творцов, кто умеет говорить простые вещи простым языком. Донося до публики самые неказистые мысли, он, образно говоря, предпочитает стоять на голове, говорить на марсианском и мастурбировать в процессе. Эта страстная и в высшей степени небанальная авторская позиция угадывается даже в его «нормальных» фильмах.

В «Моторах» Каракс и его косолапая муза Дени Лаван резвятся напропалую — без оглядки и каких-либо тормозов. В этом контексте украинская премьера этого фильма выглядит то ли диверсией, то ли шуткой прокатчиков. На головы беспечных парижан Каракс плюет уже 30 лет — они привычные. Зрителю, изнеженному бесконечным потоком безмозглых комедий и беззубых блокбастеров, гарантирован серьезный культурный шок.

«Моторы»  — это, конечно, современное искусство — порой, бессмысленное, порой, беспощадное. И все, что делает словосочетание «арт-хаус» ругательным, здесь, поверьте, есть — не зря в русской «Афише» этот фильм метко окрестили «двухчасовой пыткой чистым искусством». Как и полагается большому художнику, Каракс по большей части коммуницирует с самим собой. Пон-Неф, универмаг Le Samaritaine, эрекция Лавана, Merde самых затейливых оттенков — это его парад-алле, его greatest hits, его лебединая песня. От аллюзий, цитат и аллегорий рябит в глазах и укачивает. Формулировка «Красота — в глазах смотрящего», призванная, если не оправдать, то хотя бы объяснить то, что творится на экране, проговаривается вслух.

Исповедь, стилизованная под горячечный бред — это, конечно, жанр на любителя. И цена «современному искусству» вам, конечно, известна. Бред — это бред, не важно, насколько дотошно он срежиссирован, чему подводит итог, что отпевает или чему служит метафорой. Впрочем, есть кое-что, что отличает Каракса от других больших и самобытных художников.

Там, где у большинства других выходит неразбавленная мерзость, попирающая санитарные нормы и испытывающая на прочность возможности человеческой психики, у Каракса получается грустно или смешно или попросту хорошо. Его образы будоражат воображение. Его несуразные герои — живые. Его истории, вопреки откровенному презрению к повествовательной связности (и чего уж там, к элементарной вменяемости), запоминаются надолго.

И если считать «Святые моторы» очередным «манифестом творческой свободы», придется признать, что получилось куда эффективнее, чем, скажем, у Джармуша с его «Границами контроля». И хочется верить, что, сожрав очередные 4 миллиона евро, мсье Говно не утонет. Или хотя бы всплывет со следующим фильмом раньше, чем через 13 лет.

Оценка: 8/10.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 3 комментария

Лучшие комментарии
Лучший фильм Каннского фестиваля.
07.11.12 22:55
2
Елена
Фильм непревзойденный!!!