Рецензия на фильм «Гравитация»

10
Опубликовано 4 октября 2013 г.

Джордж Клуни и Сандра Буллок в новом фильме Альфонсо Куарона («И твою маму тоже», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Дитя человеческое»).

Интеллектуальное и породистое кино, а высокопарными метафорами, в конце концов, можно и пренебречь. 8 из 10.


Американские космонавты Стоун (Сандра Буллок) и Ковальски (Джордж Клуни) возятся на орбите с каким-то мудреным передающим оборудованием, когда «Хьюстон» (Эд Харрис) велит им бросать все и уносить ноги. Русские зачем-то взорвали неподалеку свой спутник, теперь его обломки подобны шрапнели.

Американский шаттл превращен в дуршлаг. Остальные члены экипажа мертвы. Кислорода осталось совсем чуть-чуть, топлива в реактивном ранце — «на донышке». Где-то на краю чернильной бездны мерцает едва различимая точка — пустующая русская станция. Там должна быть бутылка водки, а, если повезет, то и спасательный модуль. Нужно спешить — через полтора часа космонавтов снова накроет ливень металлолома. Восходит солнце.

«Гравитация» — фильм, практически целиком снятый в условиях невесомости. И снятый (в техническом смысле) на запредельном уровне — не мудрено, что такому гику, как Джеймс Кэмерон, снесло голову. Эффект присутствия — в данном случае довольно беспомощная формулировка, тут, как минимум, эффект участия. Это не Сандру, это тебя, то и дело, бросает в холодный пот. Это твои пальцы предательски соскальзывают с какой-нибудь железяки, твоя голова втягивается в плечи, когда мимо проносится смертоносный мусор, ты ловишь ртом последние глотки драгоценного воздуха — кроме шуток, людям со слабым сердцем (а также желудком) стоит поостеречься.

Что касается самой истории, тут не все так гладко, как трубят Кэмерон и индустриальная пресса. Казалось бы, для своего излюбленного содержания (про новую жизнь, которая зарождается там, где, казалось бы, нет никакой надежды) Альфонсо Куарон нашел идеальную форму. И идеальную натуру: космос — безжизненный, безучастный, грандиозный, сообщающий любой, даже самой банальной мысли оттенок высшего значения. Впрочем, на космос надейся, а сам не плошай.

От режиссера «Дитя человеческого» мы вроде бы вправе ждать метафор потоньше, чем бесконечные пуповины шлангов, строп и тросов. Автор «И твою маму тоже» мог бы давить из нас сочувствие как-то поделикатнее. Если по части головокружительного экшна и клаустрофобического саспенса Куарону нет равных, то с жизнеутверждающим пафосом и сентиментальностью он слегка перебирает. Да и побороть силу притяжения былых монументальных высказываний схожей тематики ему удается не всегда. Нет–нет, да и потянет «Гравитацию» к «Фонтану» или, например, «Древу жизни» (умопомрачительный оператор Эммануэль Любецки — не единственное, что связывает Куарона с Терренсом Маликом).

Это, конечно, придирки. Для концептуального аттракциона «Гравитация» — вполне интеллектуальное и породистое кино. Простоватой (в смысле пафоса) она кажется только в сравнении с прошлыми фильмами Куарона. А высокопарными метафорами, в конце концов, можно и пренебречь. То, что сам Куарон называет в интервью «багажом аллюзий», — вопрос личного выбора.

К примеру, когда 49-летняя Сандра Буллок, стянув с себя панцирь скафандра, сворачивается в невесомости эмбрионом, ты можешь думать не о вопросах жизни и смерти, а о том, что трусы и майка идут ей не меньше, чем 30-летней Сигурни Уивер. Разве это не одна из самых важных и интригующих загадок мироздания?

Оценка: 8/10.


Напиши свою рецензию на фильм «Гравитация» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 10 комментариев
  • Andrew Chubko   22 декабря 2013 г. 0:42
    розрекламоване гівно для широких мас.

    можливо, героям можна було б співчувати, якби не шаблонність і абсурдність подій, які відбуваються навколо, але, за даних умов, хочеться самому прикінчити буллок, аби ця хрінь нарешті закінчилася.

    про росіян, які, як завше, хочуть підло повбивати якомога більше американців, я вже мовчу.

    про що мовчати не можу, так це про кисень, який за перші хвилини після катастрофи зникає майже весь до кінця, а решти його якимось магічним чином вистачає на наступні години. години, у які в таких страшних умовах, де ти от-от можеш почати задихатися, головні герої витрачають найцінніший ресурс на розповіді одне-одному історій, що крають серце.

    ну а як же ця шедевральна сцена, де клуні жертвує собою!

    де всупереч усім законам фізики і здорового ґлузду, трос в умовах невагомості після того, як натягнувся, замість того, аби просто потягнути їх обох назад до тієї станції, продовжує бути натягнутим, наче вони висять над прірвою.

    а далі клуні ріже мотузку і чомусь стрімко летить у космос..

    мабуть, його засмоктала чорна діра.

    і це ж один з ключових моментів кінострічки.

    постійні трабли, які виникають у нашої головної героїні і її мужні їх вирішення – все, як у підручнику сценариста фільмів для дибілів.

    тому до самого кінця не покидають думки про те, що ж станеться далі.

    може, повернувшись на Землю, сандра із жахом побачить, що її атакував "член-мутант з відкритого космосу", на якого перетворився клуні "під дією гамма-випромінювання", коли захотів перед смертю трохи розслабитися?

    а може Землю вже захопили мавпи?

    останнє було б не дивним, зважаючи на таке явище, як "Гравітація" і майже повне загальне захоплення ним.
  • Путин 22 декабря 2013 г. 1:18
    опять экранку смотрел?
  • Andrew Chubko   23 декабря 2013 г. 19:31
    м?
  • Sergey Tchetchelev   14 декабря 2013 г. 18:38
    Меня еще ни разу так по орбите не мотало. Кайф на все 100
  • олеся 4 октября 2013 г. 22:10
    хорошая рецензия. "породистое кино" и "индустриальная пресса" заставили задуматься, однако. пока интеллектуалы не объяснят, как это на самом деле сказать по-русски, борщ варить не смогу. спасите.
  • Oksana Matviiuk   4 октября 2013 г. 18:08
    А что, простите, такое "породистое кино"? Чисто в целях расширения кругозора интересуюсь.
  • Эрнест Интеллектуальнов 4 октября 2013 г. 18:17
    Вам не надо знать ответ на этот вопрос, идите борщи варите.
  • Oksana Matviiuk   4 октября 2013 г. 18:52
    Ну пожалуйста-пожалуйста расскажите! Как я борщ-то теперь сварю, не зная ничего о породистом кино?
  • Роботов 5 октября 2013 г. 13:16
    в породистом кино родинки растут по левой стороне экрана.
  • cornelius 4 октября 2013 г. 20:19
    породистый борщ

Лучшие комментарии
04.10.13 18:17
13
Эрнест Интеллектуальнов
Вам не надо знать ответ на этот вопрос, идите борщи варите.
04.10.13 18:08
6
А что, простите, такое "породистое кино"? Чисто в целях расширения кругозора интересуюсь.
04.10.13 22:10
5
олеся
хорошая рецензия. "породистое кино" и "индустриальная пресса" заставили задуматься, однако. пока интеллектуалы не объяснят, как это на самом деле сказать по-русски, борщ варить не смогу. спасите.
05.10.13 13:16
3
Роботов
в породистом кино родинки растут по левой стороне экрана.
04.10.13 20:19
2
cornelius
породистый борщ