Джордж Клуни и Сандра Буллок в новом фильме Альфонсо Куарона («И твою маму тоже», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Дитя человеческое»).
Интеллектуальное и породистое кино, а высокопарными метафорами, в конце концов, можно и пренебречь. 8 из 10.
Американские космонавты Стоун (Сандра Буллок) и Ковальски (Джордж Клуни) возятся на орбите с каким-то мудреным передающим оборудованием, когда «Хьюстон» (Эд Харрис) велит им бросать все и уносить ноги. Русские зачем-то взорвали неподалеку свой спутник, теперь его обломки подобны шрапнели.
Американский шаттл превращен в дуршлаг. Остальные члены экипажа мертвы. Кислорода осталось совсем чуть-чуть, топлива в реактивном ранце — «на донышке». Где-то на краю чернильной бездны мерцает едва различимая точка — пустующая русская станция. Там должна быть бутылка водки, а, если повезет, то и спасательный модуль. Нужно спешить — через полтора часа космонавтов снова накроет ливень металлолома. Восходит солнце.
«Гравитация» — фильм, практически целиком снятый в условиях невесомости. И снятый (в техническом смысле) на запредельном уровне — не мудрено, что такому гику, как Джеймс Кэмерон, снесло голову. Эффект присутствия — в данном случае довольно беспомощная формулировка, тут, как минимум, эффект участия. Это не Сандру, это тебя, то и дело, бросает в холодный пот. Это твои пальцы предательски соскальзывают с какой-нибудь железяки, твоя голова втягивается в плечи, когда мимо проносится смертоносный мусор, ты ловишь ртом последние глотки драгоценного воздуха — кроме шуток, людям со слабым сердцем (а также желудком) стоит поостеречься.
Что касается самой истории, тут не все так гладко, как трубят Кэмерон и индустриальная пресса. Казалось бы, для своего излюбленного содержания (про новую жизнь, которая зарождается там, где, казалось бы, нет никакой надежды) Альфонсо Куарон нашел идеальную форму. И идеальную натуру: космос — безжизненный, безучастный, грандиозный, сообщающий любой, даже самой банальной мысли оттенок высшего значения. Впрочем, на космос надейся, а сам не плошай.
От режиссера «Дитя человеческого» мы вроде бы вправе ждать метафор потоньше, чем бесконечные пуповины шлангов, строп и тросов. Автор «И твою маму тоже» мог бы давить из нас сочувствие как-то поделикатнее. Если по части головокружительного экшна и клаустрофобического саспенса Куарону нет равных, то с жизнеутверждающим пафосом и сентиментальностью он слегка перебирает. Да и побороть силу притяжения былых монументальных высказываний схожей тематики ему удается не всегда. Нет–нет, да и потянет «Гравитацию» к «Фонтану» или, например, «Древу жизни» (умопомрачительный оператор Эммануэль Любецки — не единственное, что связывает Куарона с Терренсом Маликом).
Это, конечно, придирки. Для концептуального аттракциона «Гравитация» — вполне интеллектуальное и породистое кино. Простоватой (в смысле пафоса) она кажется только в сравнении с прошлыми фильмами Куарона. А высокопарными метафорами, в конце концов, можно и пренебречь. То, что сам Куарон называет в интервью «багажом аллюзий», — вопрос личного выбора.
К примеру, когда 49-летняя Сандра Буллок, стянув с себя панцирь скафандра, сворачивается в невесомости эмбрионом, ты можешь думать не о вопросах жизни и смерти, а о том, что трусы и майка идут ей не меньше, чем 30-летней Сигурни Уивер. Разве это не одна из самых важных и интригующих загадок мироздания?
Оценка: 8/10.
Напиши свою рецензию на фильм «Гравитация» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.
можливо, героям можна було б співчувати, якби не шаблонність і абсурдність подій, які відбуваються навколо, але, за даних умов, хочеться самому прикінчити буллок, аби ця хрінь нарешті закінчилася.
про росіян, які, як завше, хочуть підло повбивати якомога більше американців, я вже мовчу.
про що мовчати не можу, так це про кисень, який за перші хвилини після катастрофи зникає майже весь до кінця, а решти його якимось магічним чином вистачає на наступні години. години, у які в таких страшних умовах, де ти от-от можеш почати задихатися, головні герої витрачають найцінніший ресурс на розповіді одне-одному історій, що крають серце.
ну а як же ця шедевральна сцена, де клуні жертвує собою!
де всупереч усім законам фізики і здорового ґлузду, трос в умовах невагомості після того, як натягнувся, замість того, аби просто потягнути їх обох назад до тієї станції, продовжує бути натягнутим, наче вони висять над прірвою.
а далі клуні ріже мотузку і чомусь стрімко летить у космос..
мабуть, його засмоктала чорна діра.
і це ж один з ключових моментів кінострічки.
постійні трабли, які виникають у нашої головної героїні і її мужні їх вирішення – все, як у підручнику сценариста фільмів для дибілів.
тому до самого кінця не покидають думки про те, що ж станеться далі.
може, повернувшись на Землю, сандра із жахом побачить, що її атакував "член-мутант з відкритого космосу", на якого перетворився клуні "під дією гамма-випромінювання", коли захотів перед смертю трохи розслабитися?
а може Землю вже захопили мавпи?
останнє було б не дивним, зважаючи на таке явище, як "Гравітація" і майже повне загальне захоплення ним.