Рецензия на фильм «Географ глобус пропил»

21
Опубликовано 8 ноября 2013 г.

Константин Хабенский в фильме Александра Велединского, снятого по одноименной книге Алексея Иванова.

Это настолько крепкая работа, что выдержит сравнения хоть с «Полетами во сне и наяву», хоть с «Осенним марафоном». 9 из 10.


Если в этот уик-энд вы пойдете не на «Тора», а на новый фильм Александра Велединского, едва ли вам придется об этом жалеть.

Виктор Служкин — романтик, бессребреник и записной бухарь — устраивается в школу учителем географии. Маленький этот триумф не радует жену Виктора Надю: она устала и, кажется, давно разлюбила.

Когда Виктор говорит, что «еще не все потеряно», Наде хочется выть. В дом по соседству, тем временем, въезжает школьный друг Виктора — румяный хозяин жизни, помощник народного депутата.

В школе тоже не сахар. Дети не тянутся к знаниям, и могут, к примеру, обоссать тряпку. Вокруг — другие люди, сугробы, Пермь. Кризис среднего возраста наступает на пятки похмелью, и тусклое солнце над Камой похоже на вечный взрыв. Собрав последние силы, Виктор ведет своих учеников в поход. Он проиграл им в карты, а приличному человеку нужно держать слово — географа ждет катарсис на водах.

Если по какой-то необъяснимой причине, в этот уик-энд вы пойдете не на «Тора», а на новый фильм Александра Велединского, едва ли вам придется об этом жалеть. Постановщик этот хоть и обходится без кувалды, но впечатление произвести тоже умеет.

В рецензиях на «Географа» недаром поминают «Большую перемену», «Дорогую Елену Сергеевну» и другую советскую «школьную» классику. Впрочем, это настолько крепкая работа, что выдержит сравнения хоть с «Полетами во сне и наяву», хоть с «Осенним марафоном».

Это хирургически точное кино гарантирует щемящую радость узнавания: вот же она жизнь — такая знакомая, вся в ухабах и кочках, непутевая, единственная и прекрасная. И, если «жизненные» фильмы в новом российском кино — не редкость, то здешняя интонация претендует на сенсацию: местами, это очень смешной фильм.

Велединский (и, разумеется, автор литературного первоисточника Алексей Иванов) знают — самые важные, серьезные и, порой, болезненные слова доходят лучше, если говорить с улыбкой. И на том месте, где по законам жанра полагается быть пафосу и морали, зияет тусклое солнце, похожее на вечный взрыв. Не так уж и плохо, учитывая обстоятельства.

Оценка: 9/10.


Напиши свою рецензию на фильм «Географ глобус пропил» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 21 комментарий
  • Galyna Lutsenko   10 ноября 2013 г. 11:59
    Сильный достойный фильм. Давно не хожу на российское кино (потому что не на что,хотя стоит теперь порыться в инете после всех комментов), но тут интуиция не подвела. Философия, понятная каждому.
  • Роботов 9 ноября 2013 г. 19:04
    "географ" иванова - про поиски идеально прекрасного человека. предприятие, бгг, предпринятое еще достоевским и толстым. что тут же вызывает отторжение, так как это отнюдь не новая литература, и даже не рефлексия на наработанное классиками, а паразитирование на списанных уже в утиль идеях.

    "географ" велединского - про неизбежность провинции почти в душе каждого. не смотря на то, читаете вы этюды структуралиста жолковского или высеры условного писателя минаева. что тоже не столько советское кино, сколько андрейплатоновское, - и где-то александрсолженицовское, - отношение к человеку и жизни.

    новое русское кино сегодня, это: хлебников, серебрянников, попогребский, немножко быков, чуть-чуть лобан и потапова. и оно почти не имеет отношения к кино вышедшего из ссср, с их монстрами, скажем, сокуровым или лунгиным.







  • Анонимус 9 ноября 2013 г. 0:35
    ...а Волобуев в фэйсбуке над фильмом измывается -- как же быть, кому верить?
  • Katerina Pleshakova   8 ноября 2013 г. 21:02
    прочитав "географ глобус пропил", я поняла - вот она, моя книга. все это беспросветное одиночество, непередаваемая меланхолия и попытки бороться с этим, сила героя, который все равно во всем находит, чему радоваться жизни.

    то, насколько режиссер опошлил фильм, не передать словами. отвратительная концовка, айфоны, выброшенная добрая половина сюжета, Служкин, который говорит как бывалый ЗЕК. казалось, что опошлить книгу экранизацией больше, чем это сделали с Великим Гэтсби, чтобы "массы хавали", не очень возможно, но нет. у Велединского это получилось.
  • Сергій Череватюк   8 ноября 2013 г. 19:51
    Все вроде красиво написано и показано, но, почему то, я всегда буду относиться к российскому кино скептически. Однако, этот фильм нужно посмотреть в любом случае, вдруг действительно что то интересное.
  • Andriy Gajdut   8 ноября 2013 г. 19:57
    для того, чтобы не относиться к русскому кино скептически достаточно просто смотреть хорошее русское кино. не Бондарчука, а Звягинцева, например.

    поверьте, есть очень сильные русские фильмы.
  • Сергій Череватюк   8 ноября 2013 г. 21:08
    Я знаю, (не соврать бы) видел 2-3 очень хороших русских фильмов, режиссеров не помню уже. Но на противовес этому, мной просмотрено кучу остального русского шлака, даже хорошо разрекламированного. И потому при фразе "Русский фильм" мое воображение, к сожалению, рисует не очень хорошую картину. Наверно нужно просто научиться ассоциировать фильм не с страной, а с режиссером.
  • yana 8 ноября 2013 г. 22:53
    Тарковский, Кира Муратова, Алексей Учитель, Петр и Валерий Тодоровские, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук (не Федор), Станислав Ростоцкий вам о чем-то говорят? Нет? Печаль....
  • Молош 9 ноября 2013 г. 16:45
    О советском кино здесь и не говорят. Здесь говорят о русском.
  • Frank 9 ноября 2013 г. 13:58
    ппц пічалька....всьо життя коту під хвіст((
  • Olya Kucher   9 ноября 2013 г. 11:42
    а кіра муратова хіба не українська режисерка?
  • radioin_head 9 ноября 2013 г. 11:07
    Половина упомянутых режиссеров больше имеют отношение к советскому кино, а речь шла о российском.

    С автором первого в ветке сообщения в чем-то согласен. Когда во время промоушена картины звучат такие слова как "новый", "русский", "многообещающий" и, не дай боже, "Хабенский" или "Ф. Бондарчук", к проекту начинаешь относится с максимальной осторожностью. Благо хоть "комедиантов" не встретишь в "Географе", я надеюсь. =)
  • Сергій Череватюк   9 ноября 2013 г. 1:41
    Это вы типа так хотели меня обидеть потому что я не знаю имена русских кино гениев? Что ж, очень весело и оригинально получилось, вы восхитительны. Угу.
  • yana 9 ноября 2013 г. 20:33
    Сори, Муратова и В.Тодоровский советские? Черт, отстала.

    Пaвeл Чухpaй, Меньшов, Балаганов, Говорухин, Павел Лунгин, Дуня Смирнова. Более чем смотрибельно. Жаль что видели лишь 2-3 хороших фильма.
  • radioin_head 10 ноября 2013 г. 3:36
    "Половина(!) упомянутых режиссеров..."
  • v 8 ноября 2013 г. 18:55
    ужас. я думал, на такое никто не ходит
  • Andriy Gajdut   8 ноября 2013 г. 19:08
    никто не ходит на хорошее кино? действительно ужас
  • v 8 ноября 2013 г. 19:11
    комментарии для этого и нужны) так много всего вокруг и лично мне не хочется идти на этот фильм)
  • Andriy Gajdut   8 ноября 2013 г. 19:15
    ну как бы победитель фестивалей "Молодость" и "Кинотавр". хотя всегда можно сходить на Тор 2, вы правы)
  • v 8 ноября 2013 г. 19:20
    не шутите, я серьезно. ну, и вы правы. честно.
  • Andriy Gajdut   8 ноября 2013 г. 19:39
    я не шучу, я просто соскучился очень по хорошему российскому кино. недавно вот вышел фильм "Майор" очень сильный. теперь "Глобус...".

Лучшие комментарии
08.11.13 19:57
10
для того, чтобы не относиться к русскому кино скептически достаточно просто смотреть хорошее русское кино. не Бондарчука, а Звягинцева, например. поверьте, есть очень сильные русские фильмы.
08.11.13 19:08
9
никто не ходит на хорошее кино? действительно ужас
прочитав "географ глобус пропил", я поняла - вот она, моя книга. все это беспросветное одиночество, непередаваемая меланхолия и попытки бороться с этим, сила героя, который все равно во всем находит, чему радоваться жизни. то, насколько режиссер опошлил фильм, не передать словами. отвратительная концовка, айфоны, выброшенная добрая половина сюжета, Служкин, который говорит как бывалый ЗЕК. казалось, что опошлить книгу экранизацией больше, чем это сделали с Великим Гэтсби, чтобы "массы хавали", не очень возможно, но нет. у Велединского это получилось.
Я знаю, (не соврать бы) видел 2-3 очень хороших русских фильмов, режиссеров не помню уже. Но на противовес этому, мной просмотрено кучу остального русского шлака, даже хорошо разрекламированного. И потому при фразе "Русский фильм" мое воображение, к сожалению, рисует не очень хорошую картину. Наверно нужно просто научиться ассоциировать фильм не с страной, а с режиссером.
08.11.13 19:15
6
ну как бы победитель фестивалей "Молодость" и "Кинотавр". хотя всегда можно сходить на Тор 2, вы правы)