Чиветель Эджофор, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Брэд Питт в исторической драме Стива МакКуина («Голод», «Стыд»), претендующей на главные кинопремии мира.
Фильм — хороший. Рабство — плохо. Даже среди белых изредка встречаются приличные люди. Один добрый плантатор, например, подарил Соломону Нортапу скрипку. Другие, наверняка, отсыплют «Оскаров». 8 из 10.
Когда продавец безжалостно затягивает на твоей шее удавку, не так уж важно, что товар тебе предлагают отменный.
За 20 лет до начала войны между Севером и Югом темнокожий скрипач Соломон Нортап прельстился легким заработком в составе заезжего цирка. Вместе с настораживающее любезными работодателями он покинул родную Саратогу (штат Нью-Йорк) и отправился в Вашингтон. Вечером раскрасневшиеся от танцев белые люди рукоплескали талантливому скрипачу. Нортапу щедро заплатили за выступление, и он, впав в благость, перебрал вина.
Соломон Нортап проснулся в цепях. Документов при нем не было, и всякий раз, когда Соломон говорил, что он свободный человек из Нью-Йорка, его нещадно били. Вскоре его вместе с другими похищенными доставили в Луизиану — рабовладельческий штат, где жизнь черного в 1841-м имела вполне конкретную цену.
Дальнейшие события вполне исчерпывающе изложены в названии. В течение 12 кромешных лет Соломон Нортап учился сносить побои и смотреть в другую сторону. Делал вид, что он неграмотен. Отчаянно старался выжить. Пытался сберечь рассудок и скудные крохи надежды.
Почти два века спустя Соломон Нортап получил что-то вроде запоздалой компенсации: фильм, снятый по его мемуарам, претендует на главные кинопремии мира, а за церемониями награждений, наверняка, будет приглядывать чернокожий президент США.
Рабовладение — страшная и темная страница американской истории, которая вряд ли будет когда-нибудь перевернута. Даже сейчас непросто отделаться от ощущения, что этот добротный и основательный фильм затеян с единственной целью — еще раз напомнить белому человеку, какое он, в сущности, говно.
История — вполне пронзительная. Стив МакКуин — блестящий рассказчик. Прекрасные актеры, подстегиваемые кнутом генетического чувства вины, стараются изо всех сил (особенно хорош любимчик МакКуина — Майкл Фассбендер). Но все неоспоримые достоинства этого фильма заслоняет тема: страх, гнев, раскаянье, слезы, сострадание, любые эмоции, возникающие в процессе, — не столько вопрос зрительского выбора, сколько обязанность всякого нормального человека. Когда продавец безжалостно затягивает на твоей шее удавку, не так уж важно, что товар тебе предлагают отменный.
МакКуин говорит очевидные вещи, все что остается публике, это пристыжено кивать и вновь платить по старым счетам. В какой-то момент на экране появляется лучезарный Брэд Питт — лишь для того, чтобы произнести вслух, что «в рабовладении нет справедливости».
Добавить к этому практически нечего. Фильм — хороший. Вода — мокрая. Трава — зеленая. Рабство — плохо. Даже среди белых изредка встречаются приличные люди. Один добрый плантатор, например, подарил Соломону Нортапу скрипку. Другие, наверняка, отсыплют «Оскаров».
Оценка: 8/10.
Напиши свою рецензию на фильм «12 лет рабства» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.
до середины 19 столетия все было на своих местах. после - пошло по наклонной.
На протяжении фильма большинство людей плохие, это правда. Бред Питт смотрелся супергероем даже в небольшом эпизоде)
Кстати этот период Америки высветлен под другим углом в романе "Унесенные ветром". Вспомнилось.