Фильмы Вонга Карвая — одно из чудес кинематографа. Это культура, которой упиваешься и эмоции, которые невозможно забыть.
В день юбилея искусного режиссера из Гонконга вспоминаем все, что отличает его от других киномастеров, и ради чего стоит смотреть его удивительные работы.
Почувствовать любовное настроение
Это настроение присуще всем работам Карвая, начиная с криминальной драмы «Пока не высохнут слезы» и заканчивая притчей «Великие мастера». Это любовь, которой не существует в реальной жизни, но которую все мы мечтаем ощутить. Он говорит о единственной любви, которая тянется из прошлого через настоящее, тенью на стене мелькает в будущем и обретает новую форму даже в выдуманном мире.
Самая главная любовная история Карвая — это условная трилогия «Дикие дни», «Любовное настроение» и «2046». Сам Карвай говорит, что начинать смотреть их нужно с «2046». Ты смотришь фильм, до конца не понимая, какую тайну из прошлого герой несет в своем сердце и переносит на бумагу в виде фантастического романа о времени, из которого невозможно вернуться. Но ты чувствуешь. Ведь даже без особого проявления эмоций, Карвай способен показать такую страсть, такую боль и такие чувства, которых нет даже в самых эмоциональных фильмах.
А потом ты смотришь предысторию, «Любовное настроение», где главный герой Чоу совсем иной. Ему еще не разбили сердце, и номер «2046» не отбился пламенной печатью на его жизни. Эти два фильма режиссер начал снимать параллельно, только «Любовное настроение» должно было рассказать историю двух бездомных, а «2046» — о почтальоне будущего. Во время съемок «Любовного настроения» Карвай подумал, а почему бы не дать квартире, в которой завязываются отношения главных героев, номер 2046. Таким образом, две истории превратились в одну, но фильмы так и остались абсолютно разными.
«Любовное настроение» — очень эротичное кино, хотя в нем нет обнаженных тел. В «2046» есть смелая эротика, но она граничит с безысходностью. Если бы эти сцены снимал менее утонченный режиссер, «2046» был бы фильмом о похождениях бабника. Однако смесь эмоциональной сдержанности Востока и раскрепощенности, к которой мы так привыкли, превратила фильм в гимн иллюзорности любви и невозможности забыть прошлое.
Вернуть утраченные воспоминания
Сергей Жадан в одной из своих статей писал о девушке, которая поехала на Гоа, и, занимаясь медитацией, возобновила воспоминания о прошлой жизни. От просмотра фильмов Карвая тот же эффект. Ты словно вспоминаешь то, чего с тобой на самом деле не было. В этой жизни — так точно.
«2046» начинается фразой «Все воспоминания омыты слезами», которая красной линией проходит через весь фильм, связывая прошлое, будущее и смешивая воедино все предыдущие работы режиссера. Практически в каждом фильме Карвай заигрывает с темой прошлого. Как простить и жить дальше, если не можешь забыть?
Героиня великолепной Норы Джонс в единственном американском фильме гонконгского режиссера «Мои черничные ночи» под давлением воспоминаний отправляется на поиски себя настоящей. Карвай говорит, что не пытался создать какой-то образ для Норы, он писал с нее. Персонаж получился объемным и полным, ведь в каждом новом месте она иная, по-другому отражается в глазах новых людей, продолжая писать письма верному другу. Персонаж Джуда Лоу тоже меняется, при этом оставаясь на месте, все так же готовя в своем кафе черничный пирог, который никто не хочет. Герои находят себя и меняются, лишь избавившись от бремени воспоминаний.
«Прах времен» — безумно красивый фильм-притча о посреднике между наемными убийцами и людьми, которые желают чьей-то смерти. Он лечит свое разбитое сердце в пустыне, и чем больше общается с людьми, тем больше осознает свое одиночество. Каждый год в начале весны к нему приезжает верный друг Хуан Яоши, который в последний визит привозит с собой вино забвения, выпив которое, можно забыть свое прошлое. Чтобы понять сюжет этой картины, нужно отключить логику и включить абстрактное мышление, ведь в каждом кадре — своя тайна, своя история и свой отпечаток прошлого.
Режиссер добивается эффекта утраченных воспоминаний во многом благодаря тому, что снимает одних и тех же актеров в фильмах. Например, в одной картине персонаж может быть главным героем, а в следующем фильме— лишь воспоминанием, любовью или трагедией из прошлого.
Понять восточных людей
Карвай всегда оставался верным не только своему стилю и подходу к съемкам, но и актерам. Самый долгий и результативный творческий дуэт у режиссера сложился с актером Тони Люном, получившим в 2000 году награду Каннского кинофестиваля за роль в «Любовном настроении».
Вонг Карвай снимает фильмы без сценариев, все сюжеты и персонажи формируются во время съемок, поэтому у актеров стоит сверхзадача — самим создать образ. Тони Люн создал уже шесть образов для любимого режиссера. Их дуэт кажется магическим, как и игра Люна.
Его часто сравнивают с Джонни Деппом, только если Джонни — эксцентричный, то Люн — более драматический актер. В фильмах Карвая всегда огромный акцент на героях, а Тони как раз из тех актеров, на которых можно смотреть бесконечно, что бы они ни делали на экране. Одна из самых завораживающих ролей Люна — в «Счастливы вместе», где с Лесли Чуном они играют пару геев, после долгого путешествия приехавших в Аргентину, где они постоянно пытаются начать все сначала. В картине все крутится вокруг персонажа Люна, и то, как ему удается передать страдания и любовь одними лишь взглядами, просто обезоруживает. Карвай очень ценит своего главного актера, поэтому всегда готов отложить съемки, если Люн занят. Без него фильмы Карвая были бы другими.
Лесли Чун — еще один удивительный актер, сыгравший главные роли в первом «настоящем» фильме Кар Вая «Дикие дни» и в притче «Прах времен». В 2000 году он получил звание «величайшей суперзвезды Азии» за свои роли и музыкальные достижения. Однако в 2003 он покончил жизнь самоубийством, так и не осуществив мечту стать режиссером.
Актриса, которая играет главные роли у Карвая еще с его первого фильма «Пока не высохнут слёзы», — Мэгги Чун. Именно она в «Любовном настроении» воплотила культовый женский персонаж Су Ли-чжень, перекочевавший из фильма «Дикие дни». Мэгги Чун играла в паре как с Тони Люном, так и с Лесли Чуном, олицетворяя безупречную восточную красоту и тихую сдержанность.
Супруга Тони Люна Карина Лау также снялась во многих фильмах Карвая. Прошедшая через ад в реальной жизни, когда в 1990 была похищена одной из гонконгских триад, она и на экране воплощает многострадальных женщин. Ее персонажи — не главные, но создают объемный фон для основной линии: например, в «Диких днях» присутствует нота отчаяния благодаря ее истеричной и страстной героине Мими. В «2046» она играет ту же Мими, вместе с героиней Мэгги Чун связывая фильмы воедино.
Чжан Цзыи, одна из самых популярных и самых прелестных восточных актрис, известна миру главной ролью в «Мемуарах гейши». Именно она стала звездой последнего фильма Кар Вая «Великие мастера» и была украшением «2046». Карвай ценит ее за усердность и уникальную красоту, она словно сошла с полотна и воплотила всю восточную изысканность в своей игре.
Насладиться живописью в кино
Первое, что хочется сказать о работах Карвая — это «визуальное наслаждение». В каждом его фильме — свое настроение, цвет, скорость смены кадров и планов. Ситуация немного напоминает историю «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса и оператора Толанда Грегга. Многие сходятся на мысли, что блестящий визуальный ряд — это заслуга больше оператора, чем режиссера. То же говорят и о Вонге Карвае и Кристофере Дойле, который был оператором большинства фильмов. Но отличие в том, что Карвай не скрывает важности операторской работы, называя Дойла членом своей семьи. Интересно и то, что абсолютный визуальный шедевр «Великие мастера» снял не Дойл, а Филипп Ле Сурд, до этого специализировавшийся больше на короткометражках.
Подход к визуальному оформлению фильмов Карвая можно сравнить с живописью, многие называют манеру съемки Дойла акварельной. Стиль фильмов режиссера начал формироваться с картины «Дикие дни». Карвай говорит, что на такую прерывчатую съемку и затяжные неточные кадры его вдохновил MTV того времени. Фильм действительно напоминает длинный клип, который не надоедает.
«Чунгкингский экспресс» — это экспресс в прямом смысле. Замедленные, но резко меняющиеся кадры, словно широкие мазки импрессиониста. Именно в этой великолепной работе об одиночестве и любви в мегаполисе зародился особый шарм фильмов Кар Вая — все на полутонах и практически без слов. Фильм стал культовым, must see всех продвинутых людей в разных уголках планеты. Но о картине вряд ли узнали бы широкие массы, если бы не Квентин Тарантино, который был от нее в восторге и помог прорваться в американский прокат.
«Любовное настроение» и «2046» — это тонкость. Руки, взгляды, походка, стук каблуков, безумная игра светом — подход к кадрам настолько тонкий, а психология женщин передана настолько точно, что трудно представить мужчину в режиссерском кресле. В фильмах Карвая важны не действия, а настроение, поэтому он так много внимания уделяет деталям — каждому кадру и каждой ноте саундтрека.
Просто послушать музыку
Вонг Карвай говорит, что не смог бы стать музыкантом, ведь это требует выдержки и упорства, а он все делает спонтанно. Тем не менее, он очень музыкален, его фильмы — как концептуальные альбомы настроений. Он не подбирает музыку к фильмам после окончания съемок, он делает это параллельно, вдохновляясь работой композиторов и иногда даже меняя сюжет под впечатлением.
Наверное, самый ужасный моветон в кино — это неуместное использование классической музыки. У Карвая наоборот — классика обретает новый смысл. Сюита для виолончели №1 Баха в эротической короткометражке «Я проехал 9000 километров, чтобы отдать его вам» — просто волшебство.
Музыка в его картинах — это носитель открытых эмоциональных переживаний на фоне восточной сдержанности героев. Все началось со скрипки Майкла Галассо для «Чунгкингского экспресса», которая продолжила звучать и в «Любовном настроении». Там же появился и Сигэру Умэбаяси — еще один близкий друг режиссера, чей труд наравне с Кристофером Дойлом стал частью настроения фильмов Карвая. Он создал музыку и для «2046», и для «Великих мастеров». Здесь не нужно слов, достаточно услышать первые ноты, чтобы почувствовать фильм.
«Счастливы вместе» — неимоверно музыкальный, в нем то и дело повторяется просто безупречная мелодия аргентинца Астора Пьяцоллы, под которую главные герои страдают, любят и танцуют танго. Между латиноамериканскими мотивами звучит Фрэнк Заппа с «Chunga's Revenge» и «I Have Been In You».
Карвай демонстрирует любовь не только к инструментальной музыке. Например, «Падшие ангелы» заканчиваются песней The Flying Pickets «Only You», кавером на проект небезызвестного Винса Кларка Yazoo. А в прекрасной рекламе Dior с Евой Грин, которую снял Карвай и которую все мы помним и любим, звучит «Space Dementia» Muse.
Кладезь музыки — это однозначно «Мои черничные ночи». Героиня Норы Джонс путешествует по США, и в каждом новом месте звучит новая музыка. В Нью-Йорке — Cat Power, в Мемфисе — соул Отиса Реддинга и Рут Браун, в Лас-Вегасе — гитара Рая Кудера. И, конечно же, прекрасная «The Story» Норы Джонс, которую она написала специально для фильма.
И уже по традиции, хочу закончить рассказ песней. В этот раз — любимая Cat Power, которая не только появилась в роли любви из прошлого в «Мои черничные ночи», но и создала два саундтрека к фильму. В этой песне — концентрация чувств, которые вызывают фильмы Вонга Карвая.
Анастасия Марушевская
Написать комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Спасибо! Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо!
Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо!
Вы успешно подписались на комментарии!
Редактировать комментарий
Ответить на комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо! Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо! Вы успешно подписались на комментарии!