Роману Полански сегодня 80. В честь юбилея — наш трибьют талантливому режиссеру с многострадальной судьбой. Инфантильному и романтичному, неоднозначному и, все же, великому.
Роман Полански — известный обожатель юных дев — наверное, в каком-то очень извращенном смысле имеет объяснение своим подвигам. В 80 лет (а как раз сегодня ему восемьдесят) он выглядит как морщинистый мальчишка: седой и инфантильный. И так он выглядел и вел себя всегда. Носатый, коротенький, с хитрыми глазками, нечто среднее между хоббитом и Матье Амальриком, — Полански, казалось бы, ну никак не тянет на живого классика кино. Однако ни внешность, ни побеги от правосудия, ни скандалы не отменяют его таланта.
Полански — режиссер неоднозначный, и многое, что он снимает (особенно в последние годы) все труднее относить к наилучшим образцам мирового кинематографа. Тут все как с Пушкиным: его можно не любить, его можно считать банальным, но, хочешь — не хочешь, его нужно знать. Потому что он — живой классик.
На последнем Каннском фестивале Полански, продолжая, видимо, начатую фон Триером традицию не то громких, не то скандальных высказываний, заявил, что выступает против равноправия полов. Ну, ему-то, с «приводами» за педофильские насилия и несколькими обвинениями в этом ключе, конечно, виднее. Но суть не в этом. Суть в том, что свое непримиримое отношение к идее гендерного равноправия режиссер объясняет так — оно убивает романтику. И вот это самое приятное: оказывается, 80-летний дедушка-режиссер может оставаться романтиком. К слову, в Каннах он представил свою «Венеру в мехах», снятую по произведению Захера-Мазоха.
Жизнь не церемонясь прогулялась по субтильному телу великого режиссера. Полански — один из тех фильммейкеров, события жизни которых так любит обсасывать пресса и обыватели. Причем, супруга в красных труселях на каннской премьере фильма — это сущая мелочь. Мы даже не будем притворяться, что чем-то лучше других, и тоже вспомним некоторые подробности, которые так или иначе упоминаются в материалах о режиссере, ведь именно это делает статьи интересными, не так ли?
Пренеприятнейшая история, приключившаяся с Полански в доме Джека Николсона в 1977 году (читай выше о юных 13-летних девах), была не единственной в жизни режиссера. Была еще актриса Шарлотта Льюис (16 лет от роду), и арест, и побег от правосудия, и снова арест, теперь в Швейцарии, за дела давно минувших дней. Правда, нет худа без добра: киноэлита, ополчивашаяся на швейцарскую пенитенциарную систему и, видимо, вообще на здравый смысл, в отместку так облюбила наградами средненький фильм Полански «Призрак», что любо-дорого. Говорят, мол, фильм мог и заслужить все эти «Сезары», «Гойи» и «Медведей». Может быть. Но как-то слабо верится — размах не тот.
А ведь у польского режиссера был период психоделики, когда даже его камерные, «комнатные» фильмы, были пронизаны таким саспенсом, что невозможно оторваться от просмотра. Речь идет о лентах «Отвращение» (1965), «Ребенок Розмари» (1968) и «Жилец» (1976).
По поводу «Жильца», кстати, мы тут непременно расскажем, что фильм — о клерке-поляке (играет сам Полански), который узнает, что девушка, проживавшая ранее в его квартире, выбросилась из окна, и начинает подозревать соседей в убийстве, попутно лишаясь рассудка. И, конечно, вспомним, как режиссер признавался, что сам подозревал всех своих друзей, когда его беременная жена, актриса Шерон Тейт, была убита «семьей» Чарльза Мэнсона. Вот они — пресловутые подробности. Вот они — режиссерские трансполяции.
Родился Полански 18 августа 1933 года в Париже, в еврейской семье польского происхождения. В 1937 году семья решила вернуться в Польшу, как позже выяснилось, — очень не вовремя. Родители попали в концлагеря, а будущий режиссер скитался по краковскому гетто, чудом уворачиваясь от пуль национал-социалистов. Всю свою жизнь Полански бережно относился к этим воспоминаниям, оставляя их только для себя.
И когда в начале 90-х Спилберг предложил ему выступить режиссером «Списка Шиндлера» — тот отказался. Слишком уж история, описанная в сюжете, напоминала Полански его счастливое детство. Режиссер хотел рассказать об этом времени, но без привязки к своей биографии. Именно поэтому знаменитый «Пианист» — фильм, принесший режиссеру огромное количество наград, беспристрастен вплоть до отстраненности. Полански, на себе испытавший то, что любят патетично называть «ужасами войны», не брался за эту тему более полувека — долгие 60 лет. Это показательно.
При всем этом, «Пианист» — спорный, в плане кинематографической ценности, фильм. «Оскаров» ему надавали, кажется, именно по причинам, описанным выше, — мальчик из гетто снял картину о трагедии войны. Академия киноискусств США неровно дышит к таким историям. Что ж, успехов киноакадемии в ее усугубляющейся из года в год политкорректности.
Мы же считаем, что лучшие свои фильмы Полански снял в 60—70-х годах. Когда состоялась первая американская постановка Полански — «Ребенок Розмари», когда были сняты «Отвращение», «Тупик» и «Жилец», когда состоялся гротескный, абсолютно гоголевский «Бал вампиров», подозрительно напоминающий стилистику украинских фильмов. Когда, наконец, на экраны вышел, пожалуй, лучший фильм режиссера — «Китайский квартал», о котором рассказывать — мало, его нужно просто смотреть.
Совсем недавно, в 2011 году, Полански представил свою камерную «Резню». Этот милый, зажатый в пространстве одной квартиры, фильм, как и все остальные картины кинорежиссера, снят на основе литературного произведения. А теперь вот представил «Венеру в мехах» по Захеру-Мазоху, для пущей камерности уменьшив количество актеров ровно вполовину, оставив в кадре всего два персонажа: Ее играет супруга режиссера Эмануель Сенье, а Его — так похожий на молодого Полански Матье Амальрик. И несмотря на всю свою клаустрофобичность, фильм удался на славу: режиссерское мастерство здесь видно в каждой мелочи — благодаря лаконичности сюжета и съемке на одну камеру.
Словом, пан Полански бесспорно внес большой вклад в киноискусство, с этой формулировкой ему навручали наград и в Венеции, и в Карловых Варах, — план выполнен. А то, что этот маленький щуплый старичок умело выстоял и пережил все скандалы, и даже продолжает продуцировать новые, вселяет надежду на то, что у Полански еще достаточно сил и сноровки, и он еще наснимает нам фильмов, как всегда — и хороших, и похуже. Но будем верить в лучшее.
Написать комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Спасибо! Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо!
Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо!
Вы успешно подписались на комментарии!
Редактировать комментарий
Ответить на комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо! Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо! Вы успешно подписались на комментарии!