Сегодня в украинских кинотеатрах начинается прокат нового фильма Дэнни Бойла «Транс». Самое время реанимировать наш трибьют. Правильное детство, спасение от католичества, провалы в карьере и лучшие работы.
Из Дэнни Бойла мог бы получиться добрый пастырь. Если у кого и были на этот счет сомнения, они отпали, после того как Бойл экранизировал «Трейнспоттинг». Перенести на экран библию всех интеллектуальных торчков мира, смогли бы и другие. Но превратить мрачную, безысходную и страшноватую книгу в гимн жизнелюбию (да еще и не поссориться притом с Ирвином Уэлшем) — задача, требующая изрядного усердия, деликатности и веры в человечество. Да, из Дэнни Бойла мог бы получиться священник. Или даже святой.
Дэнни Бойл родился в 1956-м в Манчестере. Его родители принадлежали к рабочему классу. Кроме того, они были ирландцами и, разумеется, католиками. Отец Дэнни самоотверженно работал и не менее исступленно верил. Как ни удивительно это звучит, подростком будущий постановщик «Трейнспоттинга» вел исключительно праведный образ жизни. Он не торговал на улицах героином и экстази, не грабил портовых рабочих и не проламывал черепов тем, кто не болеет за «Ман Ю».
В течение восьми лет Дэнни Бойл был «алтарным мальчиком» при местной церкви и мечтал когда-нибудь принять сан. Когда ему исполнилось 14, он подал документы в духовную семинарию в Уигане. И был отвергнут. Возможно тамошнему настоятелю — отцу Конвею — было видение. Может быть, ему привиделся святой Себастьян, пронзенный вместо стрел «Оскарами». А, может быть, отец Конвей разглядел что-то такое в глазах юноши. Как бы то ни было, он отвел его в сторонку, и мягко порекомендовал посвятить себя какой-нибудь мирской профессии.
«Таким образом отец Конвей спас меня от католичества. — Вспоминает Бойл в интервью. — Или католичество от меня». В том, что вместо церкви он, в конце концов, оказался в такой «обители порока», как Голливуд, Бойл не видит никакого парадокса. «Тут более четкая связь, чем может показаться. — Говорит он. — Мартин Скорсезе, Джон Ву, М. Найт Шьямалан — все они хотели стать священниками. По сути, это одна и та же работа — шататься по окрестностям, рассказывая людям, что им думать».
Проучившись какое-то время на отделении драмы в Университете Бангора (Уэльс), Бойл возвращается в Англию, где поступает на службу в Royal Court Theatre. Он не испытывает перед театром особого благоговения (по словам Бойла, он ни разу не бывал в театре, пока не получил там работу) — просто на театральных подмостках можно быстро и без финансового риска получить режиссерский опыт. Параллельно он сотрудничает с Royal Shakespeare Company и работает продюсером на BBC Northern Ireland.
В 93-м ему удается найти деньги для кинодебюта. У Бойла есть также подходящий сценарий, написанный таким же новичком Джоном Ходжем. Не хватает ему только яркого актера, который смог бы стать «хэдлайнером» шоу, не требуя взамен непомерного гонорара. Кто-то советует Бойлу поговорить с перспективным молодым человеком, которого зовут Юэн Макгрегор. И МакГрегор, еще не оправившийся от того, что первый же фильм с его участием («Быть человеком» Билла Форсайта) критики разорвали в пух и прах, соглашается рискнуть.
Фильм «Неглубокая могила» становится кассовым шлягером в Британии и собирает восторженную прессу в США. Журнал Empire называет Юэна Макгрегора «актером года». Дэнни Бойла сходу зачисляют в «последние надежды британского независимого кино». И все же это лишь репетиция успеха.
В 1996-м Дэнни Бойл берется экранизировать «Трейнспоттинг» Ирвина Уэлша. Нет смысла описывать повсеместную истерику, которую эта лента провоцирует. Вспомни свой лучший оргазм, умножь его на тысячу. И ты еще все-таки будешь далек от того, чтобы представить себе экстаз, в который впала публика.
Само собой, Голливуд распахнул перед Бойлом двери. Практически «с порога» ему предложили снимать четвертого «Чужого» — чтобы реанимировать сериал, после того, что состряпал Финчер, нужна была свежая кровь. Но Бойл предпочел «Жизнь хуже обычной». Название оказалось роковым и провидческим. Сделанный той же командой (Бойл-Ходж-МакГрегор), фильм получился, мягко говоря, посредственным. Дальше — хуже.
Следующий свой фильм — экранизацию еще одного культового литератора, Алекса Гарланда — Бойл сделал без МакГрегора. Говорят, Юэн в то время переживал из-за того, что превратился в слишком публичную персону (благодаря роли в пресловутой «Призрачной угрозе»), и крепко выпивал. Как бы то ни было, предательства он не простил Бойлу по сей день. «Пляж» был освистан критиками и провалился в прокате. Недоброжелатели стали поговаривать о том, что МакГрегор был для Бойла чем-то вроде талисмана, без него — как в песне группы «Ленинград» «Без тебя».
В карьере Бойла случались скверные и очень скверные фильмы. Зато он во все времена стабильно открывал миру новые имена. «Неглубокая могила» дала старт карьере Юэна МакГрегора. «Трейнспоттинг» вывел в люди Роберта Карлайла и Джонни Ли Миллера.
В 2002-м Денни Бойл перевел в категорию «подающих надежды» ирландца Киллиана Мерфи. Их первая совместная работа — интеллектуальный зомби-марш «28 дней спустя» — помогла Бойлу восстановить доброе имя. А пять лет спустя эти двое заново угробили его — фильмом-катастрофой «Пекло».
Казалось, все потеряно и на этот раз безвозвратно. И вот, пожалуйста: Дэнни Бойл возвращается с «Миллионером из трущоб» и режиссерским «Оскаром», возвращается в отличной форме и, похоже, с безоблачными перспективами.
Его следующий фильм — «127 часов» — стал шлягером. За постановку церемонии открытия Олимпиады-2012 в Лондоне Елизавета II собиралась наградить Бойла рыцарским титулом. Но тот отказался: Бойл гордится тем, что «является обычным гражданином». Простая жизнь простых людей — это именно то, что его вдохновляет.
В общем, Ватикану впору снаряжать к Бойлу своих кардиналов — не иначе, чудо. Отношения Бойла с религией никогда не были простыми. Богоискательский пафос присутствует в «Пекле», первый же кровожадный зомби, встреченный героем фильма «28 дней спустя», одет в сутану, одна из лент, сделанных Бойлом для ТВ, называется «Пылесосить голышом в раю». Впрочем, одно дело религия, другое — вера, веры Бойл никогда не терял. «Несмотря ни на что, — говорит он, — я верю в то, что люди — хорошие. А как же еще?».
Для абсолютного хэппи-энда этой истории не хватает лишь одного — примирения Бойла с Юэном МакГрегором, которого все давно ждут. Эти двое еще должны нам сиквел «Трейнспоттинга», который постоянно откладывается из-за их размолвки. Кажется, это тот редкий случай, когда «Порно» — богоугодное дело. Уверен, даже отец Конвей с нами согласился бы.
Фильмы Дэнни Бойла, которые стоит посмотреть:
«Неглубокая могила» («Shallow Grave», 1994)
Первый фильм на излюбленную «бойловскую» тему: как всякое общежитие неизбежно оборачивается кошмаром (особенно, когда в деле замешан труп и кейс с наркодолларами).
«Трейнспоттинг» («Trainspotting», 1996)
Жизнеутверждающая экранизация знаменитого романа. Главным образом про то, что, даже если общежитие обернулось кошмаром, никогда не поздно умыкнуть кейс с наркодолларами, и выбрать работу, гребаную страховку, будущее, жизнь.
«28 дней спустя» («28 Days Later…», 2002)
После того, как тупоголовые «зеленые» выпустили на волю бешеного примата, по планете распространился вирус, превративший большинство людей в зомби. Горстка несчастных с иммунитетом продирается сквозь пустоши. И лишь встретив, наконец, других живых, понимает, как безопасно и комфортно им было в компании мертвых.
«Миллионы» («Millions», 2004)
Неожиданно светлый фильм про неизменный кейс (вместо наркодолларов, правда, фунты с ограбления), попавший в руки мудрых младенцев. Интрига состоит в том, что события развиваются накануне перехода Объединенного Королевства с фунтов на евро, и юным миллионерам нужно поторопиться.
«Миллионер из трущоб» («Slumdog Millionaire», 2008)
Фильм о том, что по-настоящему полезные знания приобретаются на улицах, а не в университетских библиотеках. Главное кинособытие 2008 года.
Чем и кому Пекло не угодило - уж не знаю, качественная фантастика.
А вот 127 часов - нудятина редкостная, для себя сделал вывод: идешь куда-то далеко - бери нож поострее :)
Насчет остального согласен.