Итоги года. Часть 3

1
Опубликовано 28 декабря 2012 г.

Восемь главных игр уходящего 2012 года.


Человеку со стороны может показаться, что игровая индустрия уже долгие годы топчется на месте - ну а что, как сидели перед телевизорами с геймпадом в руках, так и сидят. Ну, или не сидят уже, а прыгают перед Kinect. Какая разница! Но на самом деле, в ней происходит масса интересных и важных перемен. 

Всплеск социалок и их упадок, motion controll который усиленно продвигали и о котором благополучно забыли до момента прихода nextgen, расцвет инди, Kickstarter. Меняются форматы, бизнес-модели, способы управления и оплаты. Меняются и сами игры. Каждый год выходит несколько игр, в которых можно разглядеть важные новшества, либо совокупность главных тенденций года, а может быть и нескольких.
 
В 2012 году, по мнению open.ua, таких игр было ровно восемь.
 
Faster Than Light
 
 
FTL - ярчайший пример современного инди. Двое разработчиков, трудившихся на один из департаментов крупного паблишера THQ, ушли на вольные хлеба имея при себе отличную идею, но не имея денег на ее реализацию.
 
Они приходят на Kickstarter, где просят скромную сумму в $10 тыс в обмен на возможность сделать игру. Им дают в 20 раз больше. Дальше релиз на Steam, слава, успех, повсеместная любовь и прочие радости.
 
FTL, это такой рогалик про перманентную смерть в темных пучинах космоса. Небольшое суденышко мчится по секторам-комнатам с важным посланием на борту. По дороге его радостно встречают пираты, рейдеры и метеоритные дожди в обнимку с фатальными дозами радиации.
 
Главный плюс FTL заключается в том, что она умеет генерировать памятные игровые ситуации. Точно то же делают монструозные и дорогущие AAA-игры с открытым миром, но над теми работают сотни человек на протяжении нескольких  лет, а FTL создали всего два человека за каких-то полгода.
 
Удивительная штука, эта игровая индустрия.
 
Call of Duty: Black Ops 2
 
 
Новый CoD доказал несколько важных вещей. Во-первых, то, что Treyarch умеет делать Call of Duty лучше, чем основатели серии Infinity Ward. Компания не просто вышла из тени своего прославленного собрата, но и сумела разорвать когнитивную цепочку CoD = Infinity Ward.
 
Во-вторых, Black Ops 2 оказался самым умным и новаторским Call of Duty из всех, начиная с четвертой части. Treyarch ввела нескольких главных героев и две временных эпохи, смогла связать это все в адекватный сюжетный узел, и даже дала игроку право решать как поступить в той или иной ситуации. Причем выбор порой бывает менее очевидным, нежели заклишеванное “Нажмите X чтобы убить, или Y чтобы покалечить”. Черта с два - поступай как велено, а возможность схитрить додумывай сам.
 
Ну и у игры не отнять того факта, что это самый драйвовый и стремительный боевик года, что в ней лучший игровой злодей 2012 и есть возможность расстрелять советские танки из “Стингера” сидя на спине у самой невозмутимой кобылы ever.
 
Еще чуть-чуть и была бы Игра Года. Мы серьезно.
 
P.S. А тем, кого бесят невидимые коридоры CoD, мы хотим казать вот что. Вы, когда на американских горках катаетесь, тоже раздражаетесь от того, что нельзя сменить курс прямо в процессе? Невидимые рамки уровней вбиты в CoD, как сваи под фундамент небоскреба. Они там есть, и никуда не денутся. Смиритесь уже!
 
The Walking Dead
 
 
Об этой игре мы писали в первой части Впечатлений, куда вас и отсылаем. Но на всякий случай повторим очевидное. Это самая взрослая игра года, где на первый план вынесены непростые взаимоотношения героев, глубина которых сделала бы честь любой RPG.
 
Mass Effect 3
 
 
Эпическое завершение эпической трилогии, завершившееся не менее эпическим скандалом. Игрокам не понравился финал. Сотня часов комплексного удовольствия от прохождения первой, второй и 99% третьей части были перечеркнуты неугодным финалом. Кто теперь после этого BioWare? Сволочи? Гады? Злодеи? Нет. Они крутые и талантливые люди. А вот игроки - идиоты.
 
Извините.
 
Bastion на iPad
 
 
Bastion вышел на консолях и PC в 2011 году, а ее iOS-версия в 2012. И второе событие по важности даже превосходит первое, как бы странно это не звучало. Этот порт доказал, что “большим” играм есть место на планшетах. Что Diablo 3 мог бы работать на планшетах, что Torchlight мог бы работать на планшетах. Что полноценных игр на iPad так мало не потому, что управление не подходит (за исключением шутерв, конечно), а по какой-то другой причине.
 
Bastion на iPad выглядит отлично, а управляется и того лучше. Это уже не примитивная поделка за $0.99, которой нормальному человеку хватит от силы на два-три часа, это полноценный игровой, мать его, опыт на 9.7-дюймовом экране планшета.
 
Хочется верить, что это будет не единичный случай, и в 2013 мы увидим еще больше портов хороших игр на iPad и другие планшеты.
 
Dishonored
 
 
Я сейчас скажу страшную штуку, но Dishonored меня откровенно разочаровал. Дело в том, что на фоне любовно выстроенного города и сеттинга, хотелось бы увидеть и другие достойного уровня вещи. Например, сюжет. Или интригу. Ила там, я не знаю... нормальную стелсовую механику.
 
Да и роскошная вселенная сыграла с Dishonored злую шутку. Она кажется такой манящей, такой обширной и глубокой, что в один момент хочется запрыгнуть на китобойное судно и отправиться к новым берегам. Но вместо этого, мы лазим по грязным улочкам Дунвола и душим одного охранника за другим, одного за другим, одно за...
 
Вот и получается, что вместо восторга игра оставляет после себя горькое послевкусие. Как будто на театральном представлении, между вторым и третьим актом, кто-то дернул за рубильник и сказал: “Расходитесь, представление окончено!”.
 
Надеемся, что окончено оно не навсегда и однажды мы получим Dishonored 2, куда завезут прочие важные для игры компоненты, а не только лор и декорации.
 
Hotline Miami
 
 
Ну, что тут можно сказать. Это “Драйв” в игровом воплощении. Hotline Miami - настоящий памятник красивому и изобретательному минимализму, экстремальной жестокости на фоне пальм, океана и гипнотической музыки. Непостижимым образом, грубоватая “восьмибитная” картинка передает огромный спектр эмоций.
 
Hotline Miami - это пятно крови, растекающееся по белоснежному пиджаку. Это рюмка хорошего кальвадоса, сладкий вкус которого скрывает обжигающий жар крепкого спиртного. Это guilty pleasure в чистом, нет, даже концентрированном виде.
 
И они уже анонсировали сиквел!
 
XCOM
 
 
Не игра, а подтверждение того, что мечты сбываются. На протяжении многих лет, вспоминая первый XCOM, игроки про себя или в голос мечтали о современном его продолжении или ремейке. В 2012 году мы его получили. И современным он оказался настолько, что играть в него было удобнее с геймпада, чем с клавитуры и мышки. Современнее некуда.
 
Давайте сейчас изобразим читателя одного русского портала, и скажем, что осовременеили значит упростили. Ну как так!? Оружие пришельцев подбирать нельзя, присесть или лечь на пузо недозволено, защиты базы нет, а отряд сильно маленький -  вон, в пером XCOM можно было целой армией бегать, и - главное - за просчет попаданий тут отвечает генератор (почти) случайных чисел. 
 
Ужас какой.
 
Если насчет последней претензии можно сказать, что да, упрек оправданный, то вот относительно остального... Это как вырванные из контекста фразы, только наоборот: в XCOM 2012 есть отличная, отполированная до блеска механика и вот эти “фичи” в нее бы попросту не вписались. Толпой бегать неудобно, вместо возможности лечь и присесть, имеем полноценные укрытия, использование подобранного оружия напрямую угрожает игровой экономике и прочее.
 
Впрочем, мы отвлеклись. Главное, что показал XCOM, это то, что крутая игровая механика 1994 года выпуска, остается крутой игровой механикой даже в 2012 году. Главное - построить на ее фундаменте отличную игру, и Firaxis отлично справилась с поставленной задачей. По нашему скромному мнению, именно XCOM является Игрой 2012 года. Как ни крути, шутеры, RPG и адвенчуры были и год назад и два и десять. А вот XCOM у нас появился только сейчас. Чем не повод для награды?

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 1 комментарий
  • Sergey Tchetchelev   31 декабря 2012 г. 18:59
    Да, согласен, Cань, dishonored разочаровал. Вот, пару дней назад закончил его прохождение. Все ждал какого-то неожиданного поворота, а его-то, как раз, и не предвиделось. А заговор союзников, я заподозрил еще во второй миссии. Даже вариативность концовок не спасает. Если в Black Ops 2 я знал, что буду проходить игру заново еще за долго до средины, то здесь такого желания и интереса не возникало.А вот в XCOM так и не получилось сыграть, комп у меня глючит что-то — игруха вылетает, из-за якобы нехватки оперативной памяти.