Игровые итоги года

2
Опубликовано 19 декабря 2013 г.

Самые значимые и интересные события игрового 2013 года: новые консоли, золотая эра инди, Steam Machines и прочее.


2013 игровой год стал относительно спокойным, но вместе с тем очень важным и показательным. Именно в этом году наметились новые тенденции, за развитием которых мы будем наблюдать еще долго.

Поэтому давайте посмотрим, что такого важного и значительного случилось в уходящем игровом году.

Выход нового поколения консолей

2013 год ознаменовался важнейшим событием в игровой индустрии — выходом нового поколения консолей. На смену морально устаревшим Xbox 360 и PlayStation 3 пришли новенькие Xbox One и PlayStation 4.

Как и полагается при таком событии, хайп случился неимоверный, усугубившись развитием соцсетей, фото и видео-сервисов. Дискуссии и споры разной степени вменяемости, масса «фотожаб» и гифок, разбор возможностей каждой консоли до последнего пикселя — всего этого было с избытком.

Но важно другое, а именно то, что обе консоли действительно удались. Приставки получились мощными, удобными и относительно недорогими. Да, для них пока что нет великолепных игр, способных продать платформу, но геймеры разбирали новые системы и без них. За прошедшее с начала их продаж время, было продано более 4 млн новых консолей — примерно по 2 млн каждой.

Это очень хороший показатель, а в будущем, когда пойдет вторая и третья волна игр, продажи должны взлететь в верх с новой силой.

Действительно, теперь вся работа ложится на плечи разработчиков. Платформодержатели предоставили им отличные консоли, осталось сделать для них не менее отличные игры. В этом отношении следующий год будет очень важным и показательным.


Золотая эра инди-разработки

Несколько предыдущих лет мы с интересом наблюдали за тем, как инди превратилась из занимательного начинания нескольких чокнутых разработчиков в мощнейшую силу. Независимые игры основали на карте индустрии свое королевство, которое становится все сильнее и обширнее едва ли не с каждым днем.

Но именно в 2013 году инди вступила в пик своего величия. Во-первых потому что у девелоперов появились мощные и доступные средства разработки. Во-вторых, скажем спасибо Kickstarter, который за 2013 год сгенерировал суммарный бюдежет инди под $200 млн. Так, у независимых разработчиков появился щедрый источник финансирования в обход консервативных издателей.

А в-третьих, развитию инди поспособствовали платформодержатели, которые с независимыми играми теперь откровенно заигрывают. Каждый Xbox One может превратить с девкит — достаточно создать свою студию разработки и подать заявку. На PS4 тоже существует либеральная программа поддержки инди.

На ряду с дорогущими AAA-блокбастерами Microsoft и Sony анонсировали для новых консолей много всякого интересного инди. Но это и понятно — компании не смогли выкатить на старте платформ большое число дорогих проектов, вот и пришлось затыкать релизную дыру всенародно любимым инди.

Как бы там ни было, общей картины это не меняет. Никогда еще ниша независимых игр не была столь мощной, денежной и со всех сторон обласканной как сейчас. А 2014 год может стать для инди еще слаще, чем этот.


Youtube против летсплееров

На самом деле не совсем так, но доля правды в заголовке есть. В начале декабря Youtube ввел новые драконовские меры по борьбе с нарушением копирайта. Стада ботов принялись массово бегать по сервису, раздавая флаги всем видео без разбора, если в тех имелся хоть какой-нибудь защищенный авторскими правами контент.

В итоге, если ролик был замечен в нарушении копирайта, вся прибыль с его просмотров уходила правообладателю, оставляя создателя ролика ни с чем.

Можете себе представить что за этим последовало. Многочисленное сообщество летсплееров получило удар, почти не совместимый с жизнью. Кроме них пострадали также вполне адекватные создатели видео-обзоров — боты лупили по всем кому ни попадя. Доходило до абсурдных ситуаций, когда бот забраковывал интервью с создателями игры только лишь за то, что на задне фоне играла музыка из этой самой игры.

Многие издатели тут же принялись открещиваться от происходящего заявляя, что они не при чем и это все Youtube. Даже реки слез и тысячи жалоб лестплееров и рецензентов не смогли подействовать на Google — в недавнем обращении к недовольным она почти прямым текстом сообщила «принимайте новые правила или проваливайте».

Чем все это закончится, совершенно неизвестно. Но скорее всего, все незаконно обвиненные соберутся вместе и таки потребуют от Youtube приструнить свою электронную Немесиду, пока та окончательно не зарубила ни в чем не повинных создателей хорошего контента.


На планшетах и смартфонах игр (по прежнему) нет

Вернее они там есть, но сложно назвать «игрой» в геймерском понимании этого слова, долларовую казуальную безделушку, которая через полчаса начнет яростно требовать донат.

Да, в 2013 году на iOS и Android вышло несколько хороших игр, которые с натяжкой можно назвать «почти консольного качества». Выходили также порты игр с консолей и PC, но таких оказалось меньше, чем хотелось бы.

По всему видно, что издатели не хотят рисковать вкладывая деньги в мобильные платформы, которые есть почти у всех геймеров, те по тем или иным причинам, обходят мобильные игры стороной.

Казалось бы, проблема в неудобном тач-управлнеии. Окей, вот вам решение — геймпад. iOS 7 получила их официальную поддержку недавно, на Android она была с четвертой версии. Можно было бы подумать: ура, то о чем так долго все мечтали наконец случилось. А в итоге выход таких устройств оказался почти никем не замеченым.

Все это наводит на мысли о том, что планшетно-смартфоновая экосистема пока еще не созрела до того, чтобы стать полноценной игровой платформой. Рано или поздно это произойдет, но только не в этом году. И скорее всего не в следующем.


Гейб изобретает ПК заново

Valve хорошо известна своим умением создавать рискованные проекты, которые в итоге оказываются очень удачными. На сей раз Гейб взялся за железо — с помощью программы Steam Machines он надеется унифицировать игровой PC и намертво привязать его к Steam. Амбициозная затея от которой должны выиграть все: разработчики, издатели, производители железа и сами геймеры.

При этом, все чаще звучит закономерный вопрос: зачем мне «Стимбокс», если у меня и так уже есть игровой ПК. Отвечаем: игровой ПК рано или поздно устареет и когда придет время делать апгрейд, то «Стимбокс» может оказаться вполне выгодным решением. Просто покупаете коробку где «все включено» и забываете о возне с компонентами, драйверами и о прочих ПеКа-шных танцах с бубном. По сути дела, это консоль, которая запускает ПК-игры.

Немало внимания заслуживает и контроллер для SteamMachines. Если он окажется удачным, то мы сможем играть в игры не поддерживающие геймпад, удобно развалившись в кресле перед большим телевизором. Уже это может стать для многих если не поводом купить «Стимбокс», то причиной приобрести контроллер и установить Steam OS так точно.

В общем, удачи Гейб. Потому что если не ты, то кто?

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 2 комментария
  • Sergey Tchetchelev   19 декабря 2013 г. 20:28
    Да, в этом году даже я начал играть в инди ) Стимовский геймпад так же порадовал.
  • Макс 19 декабря 2013 г. 14:15
    Надіюся на продовження

Лучшие комментарии
19.12.13 14:15
3
Макс
Надіюся на продовження
19.12.13 20:28
2
Да, в этом году даже я начал играть в инди ) Стимовский геймпад так же порадовал.